Перед началом диалога, особенно, если это важная беседа для сотрудника, полезно разработать алгоритм ведения диалога.
Алгоритм диалога может содержать следующие фазы:
1. Подготовительную фазу.
2. Фазу установления контакта.
3. Фазу ориентации в проблеме.
4. Фазу совместного анализа проблемы.
5. Фазу совместного принятия решения.
6. Фазу выхода из контакта.
Подготовительная фаза (если есть время подготовиться). На этой фазе необходимо подумать о следующих вопросах:
1. Что мне нужно?
2. Что за человек?
3. Как подавать информацию?
4. Каково его эмоциональное состояние и реакции на обращение. При этом необходимо осознать свои интересы и интересы партнера по общению.
Интересы могут быть следующие:
1. Экономическое благосостояние (материальное благополучие).
2. Признание (опыта, знаний, умений, достоинства, прав партнера по общению).
3. Принадлежность (наличие семьи, друзей, принадлежность к коллективу).
4. Личное время.
5. Безопасность (уверенность в личной безопасности, в сохранности рабочего места).
|
|
При общении важно так же учесть состояния партнера по общению и оценить свое состояние.
Состояния определяются самочувствием человека в следующих областях:
1. Смысловая область (определение человеком смысла жизни, приоритетных целей и жизненных ценностей).
2. Интеллектуальная область (решение интеллектуальных задач в данный период времени и ориентация общения на решение интеллектуальных задач).
3. Эмоциональная область (степень личностной значимости для человека темы общения и приоритеты решаемых задач во время общения).
4. Физическая область (самочувствие человека в период общения).
При общении необходимо учесть так же сложившиеся отношения партнеров по общению и вид общения:
1. Первое впечатление; позитивные, негативные взаимоотношения.
2. Позиция: «сверху» (родитель), «рядом» (взрослый), «снизу» (дитя).
3. Характер общения: обмен информацией, критика, похвала.
Основными фазами общения являются:
1. Фаза установление контакта. Основная задача этой фазы общения - настройка на партнера. Необходимо почувствовать партнера по общению и попытаться вызвать у него положительные эмоции и интерес к теме общения.
2. Фаза ориентации в проблеме. Задача этой фазы - понять, о чем говорит собеседник. Для этого важно умение слушать.
3. Фаза совместного анализа проблемы. На данной фазе общения происходит анализ проблемы, взвешивание всех «за» и «против». Необходимо аргументировать свою точку зрения, выслушать мнение другого, считаться с ним.
4. Фаза совместного принятия решения. Решение в результате общения принимается взвешено, с учетом вышеназванных этапов. Совместное принятие решения - порождает совместную ответственность.
5. Фаза выхода из контакта. При выходе из контакта полезно оставить о себе положительное впечатление для сохранения возможности дальнейшего взаимодействия.