Глава III. Организация самостоятельной работы
Философии надо учиться,
но нельзя с помощью только ученья сделаться философом.
Ибо основной чертой философии является внутренняя искренняя работа размышления, направленная на реальность, нас окружающую
В.И.Вернадский, русский естествоиспытатель и философ ХХ века
В учебных планах заочной формы обучения значительное место уделено самостоятельной работе студентов. В этой главе приведены основные требования и алгоритмы организации самостоятельной работы, представлены задания по всем темам курса для самостоятельной работы студента в течение семестра.
Самостоятельная работа, ее организация и контроль
Задания на самостоятельную работу выдаются в конце установочной сессии, в рамках аудиторных занятий. При выдаче заданий разъясняются содержательные, организационные и формальные требования к их выполнению и оценке. Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или в группе.
При организации работы используются виды самостоятельной работы для овладения знаниями, закрепления и систематизации знаний, для формирования умений, для реализации умений на практике:
· виды самостоятельной работы для овладения знаниями: работа с текстами лекций, подбор литературы и работа с текстами словарей, учебных пособий и первоисточников;
· виды самостоятельной работы для закрепления и систематизации знаний: аннотирование, конспектирование, составление структурно-логических схем, таблиц, подготовка планов ответа, выполнение тестовых заданий и ответов на контрольные вопросы;
· виды самостоятельной работы для формирования умений: выполнение заданий по образцу, подготовка текстовых и визуальных материалов ответов и контрольных работ, планирование и тайм-менеджмент собственных действий, самооценка;
· виды самостоятельной работы для реализации сформированных умений на практике: выполнение аналитических и практических заданий, организация и проведение дискуссий; проективные задания, связанные с профессиональной деятельностью.
Это виды самостоятельной работы в течение семестра, а также в установочную и зачетную сессии.
Практические занятия в установочную сессию позволяют студентам ознакомиться с основными видами заданий и получить первые навыки их формирования, самооценки, практического применения.
Самостоятельная работа в течение семестра предусматривает выполнение комплекса заданий для проработки каждой темы курса:
· подготовка хронологических и сравнительных таблиц
· создание структурированного конспекта по теме;
· подготовка тестового задания.
Для подготовки к семинарскому занятию:
· подготовка тезауруса и выполнение тестового задания;
· выполнение аналитического задания;
· выполнение творческого задания.
Самостоятельная работа в экзаменационную сессию включает подготовку к экзамену и, при необходимости, доработку контрольной.
Задания для самостоятельной работы по курсу «Философия»[1]
Задания включают подготовку структурированных кратких тематических конспектов и тестовые задания.
Задания выполняются с использованием данного пособия и основной учебной литературы: Миронов В.В. Философия. М., — 2011 (М); Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2010 (А-П); Философия в вопросах и ответах/ Под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой. — М., 2011 (ФВО).