Д 02 К 01 - списывается амортизация основных средств
Д 91 К 01- списывается остаточная стоимость основных средств
Д 91 К 99 - отражаются доходы при выбытии
Д 99 К 91 - отражаются расходы при выбытии
Синтетический учет ликвидации основных средств также отражается на счете 91.
Пример. Списывается в негодность оборудование, но от процесса ликвидации организация получит материалы, которые может в дальнейшем использовать: первоначальная стоимость оборудования 40 000 руб., сумма начисленной амортизации за это время –39 000 руб. Начислена зарплата рабочим за разборку оборудования 1 000 руб., сумма материалов от списания составила 2 000 руб.
1) списываем первоначальную стоимость основного средства Д 01.05 К 01 – 40 000 руб.
2) списываем сумму начисленной амортизации Д 02 К 01 – 39 000 руб.
3) списываем остаточную стоимость 1 000 руб. (40 000 – 39 000) Д 91 К 01.05
4) начислена зарплата рабочим за разборку оборудования Д 91 К 70 – 1 000 руб.
5) начислен ЕСН с оплаты труда в сумме – 260 руб. Д 91 К 69
6) оприходованы материалы от списания 2000 руб. Д 10 К 91
7) Определен финансовый результат от ликвидации (убыток) 260 руб. Д 99 К 91
Д 91 К
1000 2000
1000 260
Синтетический учет продажи основных средств
Синтетический учет продажи основных средств отражается также на счете 91.
Пример: Продан компьютер по договорной цене 15 000 руб. Первоначальная стоимость – 46 000 руб., сумма начисленной амортизации – 35 000 тыс. руб.
Необходимо определить результат от продажи компьютера и отразить в учете эти операции:
1) списывается первоначальная стоимость (при длительном списании (продажи) основных средств используется счет 01 субсчет 05 «Выбытие основных средств»)
Д 01.05 К 01 – 46 000 руб.;
2) Списывается сумма начисленной амортизации
Д 02 К 01.05 – 35 000 руб.
3) списывается остаточная стоимость объекта
Д 91 К 01.05 – 11 000 (46 000 – 35 000)
4) на расчетный счет поступили денежные средства от продажи
Д 51 К 91 15000 руб.
5) определен финансовый результат от продажи (прибыль) 15000 – 11000 = 4 000 руб.
Д 91 К 99
Порядок движения ос3овных средств на предприятии (например, компьютер)
- надо купить (собрать) компьютер
- надо ввести в эксплуатацию (подключить и начать использовать)
- использование в течение определенного времени (длительного 2 и более лет)
- после износа или приобретения новых (лучших) объектов основных средств (нового компьютера)
- продать по дешевле
- ликвидировать
Все основные этапы следует оформить первичными документами
- накладная и счет-фактура
- акт о приеме и передачи объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) N ОС-1
- акт о приеме и передачи здания и сооружения N ОС-1а
- акт о приеме и передачи групп объектов основных средств N ОС-1б
- накладная на внутренне перемещение объектов основных средств ОС-2
- акт о приеме и передачи объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) N ОС-1
- акт о приеме и передачи здания и сооружения N ОС-1а
- акт о приеме и передачи групп объектов основных средств N ОС-1б
- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) N ОС-4
- акт о списании автотранспортных средств N ОС-4а
- акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) N ОС-4б
Ремонт основных средств необходим для их поддержания в рабочем состоянии. Различают текущий и капитальный. На каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов.Выполненные работы оформляют актом о приеме –сдаче отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма ОС-3).Ремонт ОС может осуществляться хозяйственным способом и подрядным
При хозяйственном способе ремонт выполняется ремонтной службой организации:
Д 23 К10,70,69- на сумму затрат по выполнению ремонта;
При подрядном способе ремонта организация заключает договор с подрядчиком:
Д25, 26 К 60 – на сумму ремонта выполненного подрядчиком.
Д60 К 51- оплачен счет подрядчика
Учетной политикой организации может быть предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов»: Д 97 К10,70,69,23 отнесены расходы на ремонт, а затем эти расходы равными долями списывать на себестоимость изготавливаемой продукции, выполняемых работ,услуг- Д20,25,26 К 97
Переоценка ОС. Целью переоценки, особенно в период инфляции, является приведение балансовой стоимости основных средств в соответствии с действующими рыночными ценами
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» только коммерческие организации имеют право не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов ОС на конец года
Возникшую разницу суммы дооценки ОС относят на добавочный капитал организации(83, субсчет 1 «Прирост стоимости внеоборотных активов по переоценке»:
Д 01 К 83-1 – на сумму прироста первоначальной стоимости;
Сумму уценки ОС относят на счет 91 «Прочие доходы и расходы»-----Д 91 К01
Инвентаризация ОС проводят один раз в три года, согласно приказа руководителя организации
В приказе отражается состав комиссии, время проведения. Инвентаризация отражается в инвентаризационных ведомостях – ф. ИНВ-1.Недостача, излишки ОС в ф ИНВ-18.
Д 01 К91 излишки ОС; Д94 К 01_ недостача ОС