Введение. Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей, относя­щихся к социально-гуманитарному блоку наук. Программа ориентиро­вана на анализ основных мировоззренческих и методологических про­блем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития данной отрасли науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МПГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.

4.1. Общетеоретические подходы

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и зна­ний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисцип­лин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логичсские реконструкции. Социокультурная обусловленность дисципли­нарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятель­ности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контек­ста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Рос­сийский контекст применения социального знания и смены его парадигм.

4.2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуника­ций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторя­емость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естест­венно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманита­ризация современного естествознания. Возможность применения матема­тики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

4.3. Субъект социально-гуманитарного познания

Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект иссле­дования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллектив­ный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъ­ект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, цен­ностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.

4.4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственно­го) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпо­сылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном ис­следовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль на­учной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском про­цессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

4.5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социо-культурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «пережи­вание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

4.6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществле­ния жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культур­но-историческое время. Переосмысление категорий пространства и вре­мени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных ха­рактеристик. Особенности «художественного хронотопа».

4.7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре:

методологические следствия и императивы

Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие созда­ния нового социально-гуманитарного знания и выражение социокуль-турной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной при­роды познания. Моральная ответственность ученого за введение кон­венций. Индоктринация — внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

4.8. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклас­сическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плю­рализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

4.9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных -и гуманитарных науках

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понима­ние в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика по­нимания: не может быть репрезентировано формулами логических опе­раций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельно­сти, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методо­логического и семантического анализа социально-гуманитарного зна­ния. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гумани­тарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

4.10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалек­тика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процес­сы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верова­ний как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верова­ния — обязательные компоненты и основания личностного знания, резуль­тат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, ап­робированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рас­смотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской фило­софии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

4.11. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралис­тическая исследовательская программа. Общенаучное значение натура­листической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские про­граммы в социологии, исторической, экономической и юридической на­уках, психологии, филологии, культурологии.

4.12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные

и гуманитарные науки

Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предме­ту, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследователь­ским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненауч-ное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

4.13. «Общество знания». Дисциплинарная структура

и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и меж­дисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Переопре­деление парадигм и тем, появление новых областей исследования. Воз­растание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения соци­альных проблем и предотвращения социальных рисков.

Рекомендуемая основная литература

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1996.

2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение ми­рового сообщества // Социология на пороге XXI в. Новые направления исследова­ния. М., 1998.

3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической на­уке // Избр. произведения. М., 1990.

4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. Ъ.Дилътей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

6. Дробницкий О.Г. Моральная философия / Сост. Р.Г. Апресян. М., 2002.

7. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

8. Лекторский В А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

9. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

10. Маншейм К. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззре­ние — Историзм. М., 1998.

11. Микешипа Л А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

13. Сслигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

14. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.

15. Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. ВТ. Федотова. М., 2001.

16. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

17. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

18. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

Дополннтельная литература

1. Век У. Общество риска. М., 2000.

2. Бергер П., Лукмап Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по со­циологии знания. М., 1995.

3. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической пробле­матики. М., 2003.

4. Ивин АЛ. Социальная философия. М., 2003.

5. Косарева ЛЖ Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

6. Микешина ЛЛ. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

7. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

8. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: