Как организуется процесс познания конкретной политической ситуации?

Справедливо считается, что эффективность управления напрямую зависит от того, сможет ли управляющий субъект получить достоверную, достаточно полную информацию об объекте своего воздействия, об условиях, в которых ему придется действовать. Эта информация необходима для того, чтобы применить на практике управленческие приемы, адекватные ситуации. Предположим, в ходе предвыборной кампании кандидат собирается выступить перед избирателями. Какие проблемные вопросы должны стать основой его выступления? Конечно те, которые волнуют жителей именно этого избирательного округа. Но как получить информацию о реальных настроениях, интересах, ценностных ориентациях, заботах этих конкретных людей? Как выяснить, что же при неизбежном разбросе мнений является главным для большинства?

Еще более сложная задача стоит перед группой политических менеджеров, занимающихся имиджем политического лидера. Чтобы ответить на вопрос, какой создавать образ или в каком направлении его корректировать, нужно знать представления людей об идеальном лидере, особенности восприятия ими данного конкретного политика, их ожидания и многое другое. Без этой информации нельзя принимать управленческие решения, ибо все усилия просто уйдут в песок.

Понимание важности информации нередко толкает политических менеджеров на крайности. Они стремятся собрать огромный массив информации, который затем в значительной своей части оказывается невостребованным. Как избежать этой ошибки? Для этого необходимо вести направленный поиск информации, подчиняя его решению важной методологической задачи – аналитическому конструированию ситуации.

Аналитическое конструирование ситуации – это определение тех конкретных условий, в которых предполагает действовать политический менеджер, стремясь к реализации поставленной цели, тех факторов, которые могут способствовать или затруднять движение к этой цели. Только обладая такой информацией, политический менеджер может выбирать приемы, способы решения конкретных управленческих задач, которые окажутся наиболее эффективными в данной обстановке.

Аналитическое конструирование ситуации осуществляется поэтапно и в соответствии с рядом правил. На рис.2 схематично обозначены основные этапы, которые необходимо последовательно пройти, чтобы получить аналитическую конструкцию ситуации, пригодную для принятия управленческих решений.

Рис. 2. Последовательность действий при разработке

аналитической конструкции ситуации

Рассмотрим содержание каждого из указанных на схеме этапов.

Определение основных направлений поиска информации. Мы уже говорили, что задачи, решаемые политическим менеджером, разнообразны: повышение доверия правительству, лоббирование законопроекта, победа на выборах, выход из конфликтной ситуации и т.д. Ориентация на цель делает процесс сбора информации направленным, задает алгоритм поиска. Для примера, предельно упрощая, попробуем выразить алгоритм поиска информации для решения вышеперечисленных задач:

Основная задача политического управления Основное направление поиска информации
Повышение доверия правительству Лоббирование законопроекта Победа на выборах Выход из конфликтной ситуации Как население относится к правительству, что мешает установлению отношения доверия? Кто из парламентариев и при каких условиях может поддержать законопроект? Готовы ли избиратели поддержать кандидата, что ему надо делать, чтобы избиратели отдали за него свои голоса? Что может подтолкнуть конфликтующие стороны к переговорам, что должно стать предметом переговоров?

Как мы видим, направление поиска информации формулируется в простых вопросах, содержащих один лейтмотив – что делать, чтобы достичь цели. В нижеследующем примере приведена более сложная конструкция целей исследования социально-экономической ситуации в избирательном округе. Для поиска ответов на поставленные вопросы необходимо проделать серьезную исследовательскую работу.

Цель исследования – анализ социально-политической ситуации.

Исходя из поставленной цели, в ходе исследования предлагается решение следующих задач:

1. Оценка различными слоями населения социально-политической ситуации.

2. Оценка степени ответственности, по мнению избирателей, различных ветвей и уровней власти, а также отдельных общественно-политических деятелей за нерешенные проблемы.

3. Изучение отношения населения к действующей власти и оценки им общественно-политических деятелей, занимающих ключевые посты в РФ и исследуемых регионах.

4. Определение рейтинга проблем, актуальных для различных социальных групп населения.

5. Выявление тенденциозных настроений в обществе по отношению к ведущим политическим деятелям.

6. Изучение электоральной активности различных слоев населения во время выборов в центральные и местные органы власти.

7. Анализ возможных моделей электорального поведения избирателей на выборах.

8. Выявление политических настроений различных социальных групп населения.

9. Анализ социального самочувствия различных слоев населения.

10. Анализ социальной напряженности различных слоев населения.

11. Анализ отношения населения к экономическим и социальным реформам.

12. Отбор предложений для разработки программы.

13. Определение каналов распространения информации о выборах, о кандидатах и их программах.

14. Определение целевых групп электората.

Выбор (разработка) теоретической концепции (модели). Теоретическое моделирование является необходимым шагом в анализе ситуации. С его помощью удается выявить и наглядно представить наиболее существенные стороны объекта, связать воедино составляющие его элементы. И что не менее важно, теоретическая модель задает направленность исследованию, не позволяет «увязнуть» в несущественных деталях.

Теоретическая модель ситуации представляет собой абстрактную конструкцию, и ее создание требует хорошего знания методологии. Ее специфика заключается в том, что она позволяет извлекать такое знание о ситуации, которое недоступно непосредственному наблюдению.

Для познания одной и той же ситуации могут быть сконструированы различные теоретические модели, потому что, как отмечалось в предыдущем параграфе, любой науке свойственна многопарадигмальность, т.е. существование различных теоретических методов, объясняющих социальную реальность и поведение людей. Конструируя теоретическую модель, исследователь может руководствоваться методологией или системного, или научающее-бихевиорального, или когнитивного, или любого другого научного подхода либо попытаться синтезировать некоторые из них.

Приведем в качестве примера теоретическую модель, предложенную работниками Центра политического консультирования «Николо М». Эта модель, по мнению авторов, объясняет логику формирования определенного отношения населения к политическому лидеру, и поэтому она может быть положена в основу стратегии формирования имиджа политика.

Ключевым в этой модели является понятие «образ», под которым понимается «субъективная картина мира или его фрагментов,…. интериоризированный общественный опыт, закрепленный в языке» (4). При рассмотрении феномена образа выделяются три составляющих его элемента:

1. Образ-знание, выступающий в форме зафиксированного знания, т.е. как отраженная субъектом картина существующей реальности.

2. Образ-значение, задающий для нас иерархию ценностных характеристик политического объекта (человека, группы, события и т.д.), встраивая конкретный объект в нашу оценочную систему.

3. Образ желаемого будущего. Человек прогнозирует возможные изменения и выделяет возможные события, которые могут быть значимы для него.

Структурные составляющие модели «образ» взаимосвязаны, соподчинены. Характер этого соподчинения следующий: «политическая активность масс определяется в первую очередь образом-значением и образом потребного будущего. Образ-знание в свою очередь концентрирует в себе переработанную и проинтерпретированную избирателем информацию. Он влияет на формирование образа-значения и образа потребного будущего, а через него – на политическую активность масс» (5).

Теоретическую модель трудно понять неподготовленному человеку, для этого необходимы соответствующие знания, владение категориальным аппаратом. Приведенная модель дана исключительно в качестве иллюстрации, мы не будем здесь разбирать ее содержание. Пока нам важно уяснить лишь то, что теоретическая модель – необходимый шаг в познании ситуации, если мы хотим, чтобы это познание было глубоким, всестороннем и одновременно направленным, ориентированным на решение конкретных проблем.

Операционализация – это следующий шаг, который необходимо сделать после выбора теоретической модели. Операционализацией называют перевод теоретико-аналитических схем в русло эмпирической интерпретации, т.е. теоретическую модель на этом этапе надо представить в виде явлений, которые можно наблюдать, фиксировать, измерять. В ходе операционализации абстрактные понятия «раскладываются» на показатели, характеристики, легко эмпирически выявляемые как в процессе непосредственного наблюдения, так и в ходе специальных измерительных процедур. Так, понятие «образ-знание» в приведенной выше теоретической модели в процессе операционализации может быть «разложено» на следующие составляющие:

· Осведомленность населения о существовании политического деятеля N;

· Осведомленность о его деятельности;

· Представления о личных и деловых качествах N;

· Знание о скандалах, в которых замешан N, и т.п.

Итак, операционализация позволяет осуществить переход от теоретической схемы к получению конкретного знания об участниках политического процесса и условиях, в которых он разворачивается, без чего невозможна выработка практических рекомендаций по повышению эффективности политического управления. Кроме того, операционализация позволяет не только конкретизировать поиск новой информации, но и решать следующую задачу – отбирать из уже накопленной информации ту, которая действительно необходима для аналитического конструирования ситуации, отделять существенное от второстепенного.

Сбор информации в аналитическом конструировании ситуации осуществляется с помощью различных эмпирических методов, о которых мы говорили выше. На этом этапе происходит анкетирование населения, идет работа с фокус-группами, осуществляется контент-анализ, используются другие процедуры получения информации.

Анализ данных. Конструирование ситуации. На этом этапе осуществляется математическая и иная обработка полученных данных, устанавливаются зависимости между различными факторами, определяются ведущие тенденции и модальные значения, анализируются все полученные материалы.

В ходе анализа теоретическая модель наполняется конкретным содержанием, и теперь она позволяет видеть, если вновь обратиться к нашему примеру проведения политической кампании с целью формирования имиджа политического деятеля, как в сознании людей отражается личность политика N, что они знают о его деятельности, какие по этому поводу возникают у них суждения, чувства, оценки, что люди ожидают от N и как эти ожидания влияют на их восприятие, мотивацию, поведение.

Как показывает исследовательская практика, глубина анализа, его качество, быстрота обработки информации зависят от успешности решения предшествующих исследовательских задач – от ясности теоретической модели, от четкости операционализации, от продуманности методологического инструментария, от добросовестности лиц, отвечающих за сбор эмпирического материала.

Аналитическое конструирование ситуации в политическом менеджменте – не самоцель, а необходимое условие для принятия управленческих решений. Только зная реальные настроения людей, их установки, ценностные ориентации, стереотипы, поведенческие интенции, можно влиять на мировосприятие, мотивацию и поведение этих людей. У политических менеджеров нет возможности принуждать, заставлять массы следовать поставленным ими политическим целям, их главным оружием становится знание об объективном мире, в котором живут люди, и о процессах, происходящих в сознании этих людей.

Понимая значимость и необходимость аналитического конструирования ситуации при принятии любого управленческого решения, будь то такие важные, как утверждение стратегии избирательной кампании, или менее значительные – выпуск рекламного буклета, следует вместе с тем отдавать себе отчет в том, что реальная ситуация и ее аналитическая конструкция – не одно и то же. Между ними всегда есть различия.

Реальная ситуация всегда сложнее, противоречивее, красочнее. И даже самая совершенная система научных методов не позволяет охватить всего многообразия социальной реальности. Вот, к примеру, как выглядят прогностические заявки некоторых российских социологических служб в сопоставлении с реальными окончательными результатами, объявленными Центризбиркомом (в процентах; с округлением до целых чисел):

  Реальный результат ВЦИОМ ФОМ РОМИР
КПРФ        
«Медведь»        
ОВР        
СПС        
«Яблоко»   9,5    
ЛДПР        

Кроме того, следует помнить, что в отличие от аналитической конструкции реальная ситуация подвижна, изменчива, что людям, которые являются объектом исследования, свойственно менять свои взгляды и убеждения. Вот почему кропотливая работа по сбору информации всегда отражает прошлое, пусть недалекое, но прошлое. И хорошо, если к этому не добавится еще некомпетентность и недобросовестность исследователя.

Надо ли, зная, что аналитическая конструкция ситуации является весьма лишь посредственной копией реальной ситуации, уделять описанному выше процессу исследования столь пристальное внимание? Безусловно. Во-первых, всегда лучше иметь хоть какое-то значение, чем действовать наугад. Во-вторых, не следует преувеличивать значение вышеназванного различия. Сила теоретической концепции заключается в том, что она позволяет выделять наиболее важное и существенное, то, что действительно может оказать воздействие на ход управленческого процесса.

Для контроля за изменениями реальной ситуации проводятся мониторинги, которые фиксируют по заданным параметрам эти изменения и подсказывают, где возникли пробелы, появились «темные пятна», куда направить дополнительные усилия по прояснению ситуации.

Подведем итог. Специфика политического управления вынуждает политических менеджеров уделять особенно пристальное внимание изучению ситуации, так кА именно знание о ситуации является их главным управленческим ресурсом. Получение такого знания, его всесторонность, объемность зависят от того, насколько субъект управления владеет теоретическими методами и навыками аналитического конструирования ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: