Политическая кампания как вид управленческих отношений

Управление, даже если с его помощью решается какая-то весьма конкретная задача, всегда представляет собой процесс, т.е. определенную последовательность действий людей, вовлеченных в разработку, принятие и реализацию управленческого решения. Политический менеджмент – не исключение, он обладает всеми общими чертами управленческого процесса, но вместе с тем имеет и ряд своих особенностей. Учитывая эти особенности, мы вводим для обозначения управленческого процесса, ориентированного на решение специфических политических задач (повышение авторитета государственного, политического лидера, формирование электоральных предпочтений, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.), понятие «политическая кампания».

Политическая кампания – это управленческий процесс, инициируемый политическим лидером (партией, общественно-политическим движением, группой интересов и т.д.) для достижения определенных политических целей методами и средствами, исключающими применение открытых форм принуждения и права создавать обязательные нормы и правила.

Подчеркнем специфику вводимого понятия, отличие его содержания от уже известного нам понятия «политический менеджмент». Понятие «политический менеджмент»является родовым, более общим. Мы используем его для выделения и обозначения особого вида управленческих отношений в политике, отличающихся от государственного управления и управления государственных и политических организациях. Понятие «политическая кампания» мы будем использовать для обозначения отдельного управленческого процесса в политическом менеджменте. Иными словами, политический менеджмент как особый вид управленческих отношений всегда предстает перед наблюдателем, исследователем в виде отдельных политических кампаний. Если мы поймем, как разворачивается политическая кампания, значит, мы выясним специфику возникновения, развития отношений политического менеджмента.

В основе любой политической кампании лежит направленная на достижение четко обозначенной цели субъективная воля определенного политического актора (политического деятеля, организации). иными словами, политическая кампания не возникает сама по себе. Нужен толчок в виде намерения политического актора достичь желаемой цели и его готовности предпринимать для этого соответствующие шаги. Эта готовность проявляется прежде всего в создании группы, которая будет реализовывать на практике принятое решение о достижении политической цели. Эту группу мы обозначим термином «субъект управления».

Субъект управления играет в политическом кампании активную роль. Он ставит задачи, корректирует цели, принимает решения, выбирает способы их реализации, контролирует выполнение задуманных мероприятий. От того, насколько обоснован план его действий, продумана тактика, в конечном счете зависит успех разворачивающейся по его инициативе политической кампании. Не случайно описание управленческого процесса чаще всего сводится к рассмотрению шагов, предпринимаемых субъектом управления. Такой подход имеет свои основания в силу исключительной роли субъекта в управленческом процессе.

Тех, от кого зависит достижение политических целей и на кого направлена управленческая деятельность, мы будем называть объектом управления. Таким образом, объект управления в политической кампании – это люди, обладающие своей жизненной позицией, сложившимися убеждениями, ценностными ориентациями. Важно подчеркнуть, что эти люди тоже активны, но их активность может быть самой разной и подчас неожиданной для субъекта управления, так как люди могут либо пассивно наблюдать за развертыванием политической кампании, либо воодушевляться, активизироваться, оказывать влияние на политических менеджеров и даже побуждать их к изменению своей стратегии и тактики.

Отношения между субъектом и объектом в политической кампании отличаются тем, что они лишены той «жесткости», структурированности, которая характерна для государственного управления и управления в государственных и политических организациях. Поясним о чем идет речь. В любой организации люди знают, кто наделен правом принимать решения, контролировать их исполнение, т.е. осуществляет функцию управления. В любом обществе известно, что государственные чиновники выполняют функции управления в том объеме, который определяется статусом, местом в государственной иерархии соответствующего чиновника. Иными словами, любой вид управленческих отношений предполагает, что люди знают о разделении на управляющих и управляемых, о различиях в функциональных обязанностях и могут достаточно определенно отнести себя к той или иной группе. Вот какие отношения, ориентирующие его участников на следование определенным устойчивым моделям поведения или на исполнение соответствующих социальных ролей, называются структурированными.

Слабая структурированность управленческих отношений в политических кампаниях проявляется в том, что для многих участников разворачивающегося управленческого процесса эти отношения не являются очевидными. Например, большинство избирателей не относят себя к управляемым, справедливо считая, что демократическое общество гарантирует им свободу выбора. То же самое можно наблюдать и в любой другой политической кампании – ни противоположная сторона в конфликте, ни политические союзники, ни общественность в акциях по формированию благоприятного имиджа политической организации – никто не принимает на себя роль управляемых.

Парадоксальность политических кампаний как вида управленческих отношений усиливается тем фактом, сто и субъект управления в них не столь очевиден для публики, как может показаться на первый взгляд. Так, в современных избирательных кампаниях кандидат не управляет своей предвыборной кампанией. В качестве субъекта управления в данном случае выступает специально создаваемая группа, избирательный штаб, работой которого руководит менеджер. Любая политическая кампания в поддержку партии, политической программы, государственной организации организуется и проводится субъектом управления, не известным массовой аудитории, которая видит лишь результаты его труда в различных рекламных роликах, газетных репортажах, листовках и плакатах и т.п.

Итак, политическую кампанию можно рассматривать как субъек5тно-объектные управленческие отношения. Но эти отношения особого рода, они не обладают жесткостью и структурированностью, не воспринимаются вовлеченными в политическую кампанию людьми как отношения управления-исполнения, а следовательно, объект управления не ощущает себя связанным какими-то обязательствами, он действует свободно и самостоятельно.

Перечисленные особенности политической кампании требуют от субъекта управления постоянных усилий по вовлечению объекта в различные взаимодействия. Эти взаимодействия могут носить непосредственный характер, когда, например, субъект управления организует встречу кандидата с избирателями и может наблюдать реакцию людей, поведение которых он намеревается изменить, видеть ответные действия и соответствующим образом выстраивать дальнейшую линию своих действий.

Часто взаимодействия между управляющим субъектом и объектом его воздействия осуществляются не в виде прямого контакта, а посредством телевизионной рекламы, газетных публикаций, распространяемых слухов. Отсутствие непосредственного контакта не меняет сути взаимодействия, предполагающего демонстрацию одной или обеими сторонами своих намерений, интерпретацию намерений и действий противоположной стороны и соответствующую реакцию на эти действия.

Сложность политических задач требует от субъекта многократных взаимодействий с населением, поэтому любая политическая кампания представляет собой последовательность взаимодействий разного характера. На рис.1 политическая кампания схематично изображена именно как последовательность взаимодействий субъекта и объекта, и итогом ее становится определенный результат в виде, например, изменения отношения населения к политическому лидеру, формирования у избирателей намерения проголосовать за какого-либо кандидата, изменения отношения каких-либо слоев общества к политической организации и т.д. Конкретное содержание этих взаимодействий определяется выбранной субъектом управления стратегией и тактикой управленческого воздействия.

Рис.1. Модель политической кампании

Каждое взаимодействие, инициируемое субъектом политического управления, должно приближать его к намеченной цели. Однако на практике итогом политической кампании далеко не всегда оказывается желаемая цель. Так, в одномандатном избирательном округе могут участвовать в предвыборной борьбе несколько кандидатов, желающих получить мандат депутата парламента, но побеждает лишь один. Можно ставить цель заключить союз с политической партией на одних условиях, но на практике этот союз может реализовываться на других условиях. Вот почему на рис.1 в качестве итога политической кампании мы ставим не достижение поставленной цели, а получение определенного результата. Причин расхождения между поставленной субъектом управления целью и полученным результатом множество: неверно выбранная стратегия убеждающей коммуникации, незнание особенностей мотивации участников политической кампании, неправильно проведенная сегментация политического рынка и т.д. Но главная из них в том, что достижение поставленной цели зависит не только от него одного, но и от тех людей, которые вовлекаются в политическую кампанию. В последующих главах мы будем подробно рассматривать все эти проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: