Сюжетные линии центральной системы

Центральная тема убеждающей коммуникации должна играть всеми своими гранями, привлекать внимание различных социальных групп, держать людей в эмоциональном напряжении. Следовательно, необходимо высветить основные грани проблемы, повернуть тему к разным группам. Решается эта задача в ходе определения сюжетных линий центральной темы.

Напомним, что сюжет – это событие или ряд связанных между собой событий, которые составляют содержание художественного произведения. Сюжет придает динамизм произведению, позволяет поддерживать интерес читателя. Чем сложнее художественное произведение, тем больше в нем относительно самостоятельных сюжетных линий.

Чтобы придать динамизм центральной теме убеждающей коммуникации и поддерживать интерес к ней населения, необходимо предложить комплекс сюжетных линий, которые высвечивали бы разные грани центральной темы и будоражили умонастроения в обществе.

Сюжетная линия в убеждающей коммуникации – это совокупность взаимосвязанных действий, событий, образов, раскрывающих один из аспектов центральной темы.

В основе выбора сюжетных линий должны лежать два принципа. Первый – сюжетная линия должна «работать» на раскрытие темы. Например, если центральная тема определена следующим образом: «Терроризм – это зло, российская армия в Чечне ведет борьбу с терроризмом», то сюжетные линии должны раскрывать суть проблемы. Они должны показывать реальные проявления терроризма (убийства мирных жителей, взрывы жилых домов, захват заложников), горе людей, подвергшихся нападению террористов, опасения перед возможными атаками террористов, а также примеры мужественных действий российских воинов, противостоящих вылазкам бандитов, и т.д. Введение сюжетов, не относящихся к центральной теме, будет только создавать дополнительные шумы в информационном пространстве, а следовательно, препятствовать адекватному восприятию населением значимой, с точки зрения политических менеджеров, информации.

Второй принцип выбора сюжетных линий – доступность их понимания широкими слоями населения. Важно, чтобы людей трогали события, образы, составляющие содержание той или иной сюжетной линии, вызывали у них соответствующий эмоциональный отклик. Добиться этого можно, только изучая те реальные представления, опыт, ожидания, ценностные ориентации, которые определяют восприятие и отношение людей ко всему происходящему.

Выше уже приводился пример того, как вырабатывалась центральная тема избирательной кампании Ельцина в 1996 году. Отметим также, что параллельно в фокус-группах выявлялись и различные образы, события, вызывавшие сильные эмоциональные переживания и ставшие в последующем основой для соответствующих сюжетных линий в схеме убеждающей коммуникации: пустые прилавки и длинные очереди, отсутствие свободы слова и права реально отстаивать свои интересы, политические заключенные и ГУЛАГ, преследование инакомыслящих и угроза гражданской войны.

Специфика сюжетных линий в убеждающей коммуникации заключается в том, что каждая из них может рассматриваться как самостоятельная тема, как своеобразный модуль. В рамках масштабных политических кампаний каждая сюжетная линия разрабатывается отдельной группой аналитиков и политических технологов и продвигается по каналам коммуникации самостоятельно. Сюжетные линии могут быть многоуровневыми, требующими дальнейшей детализации, а могут сразу воплощаться в различные информационные продукты, отражающие тот или иной аспект соответствующей сюжетной линии.

После выбора сюжетных линий, т.е. основных аспектов центральной темы убеждающей коммуникации, начинается их детальная разработка.

Разработка сюжетной линии – это процесс постепенного представления идеи в событиях и лицах. Этот процесс можно сравнивать с написанием сценария. Но это – сценарий особого рода, в его постановке будут участвовать не артисты, а реальные люди и исторические персонажи. Например, сюжетная линия «товарный дефицит в коммунистической России» может быть разыграна как демонстрация или напоминание о пустых прилавках, о длинных очередях, о мытарствах женщин, пытающихся достать дефицитные продукты, о талонах на водку и т.д.

Для придания убедительности сюжетной линии необходимо обязательно позаботиться о следующем:

1) о подборе конкретно-исторического материала, т.е. фактов, имеющих отношение к разрабатываемой проблеме и реально произошедших. Желательно, чтобы этот исторический материал был представлен в виде письменных документов, кино-, аудио-, видеозаписей. Демонстрация таких материалов придает достоверность разрабатываемой сюжетной линии, а используемые видеоматериалы могут производить и необходимое эмоциональное воздействие;

2) о том, чтобы подобрать слова, символы, вызывающие в памяти людей представления, образы, имеющие отношение к данной сюжетной линии. Например, на одном из рекламных плакатов, подготовленных во время избирательной кампании Ельцина в 1996 году, были изображены талоны на водку и другие дефицитные товары. У людей, переживших эпоху товарного дефицита, изображение этих талонов сразу же вызывало воспоминания о проблемах обеспечения семьи самым необходимым.

При этом важно, чтобы разработка сюжетных линий шла по двум направлениям. С одной стороны, надо предложить тем людям, которые предпочитают центральный способ обработки информации, достоверные факты, убедительные аргументы, логически обоснованные причинно-следственные связи между событиями; с другой – подобрать для тех, кто перерабатывает информацию периферийным способом, убедительные образы, «картинки», оказывающие сильное эмоциональное впечатление. Только работа по этим двум направлениям может позволить собрать необходимый материал для создания разнообразных информационных продуктов, пригодных для использования в убеждающей коммуникации как центрального, так и периферийного вида и ориентированных на различные социальные группы и слои.

Завершается разработка сюжетных линий анализом накопленного материала. Смысл этой работы заключается в том, чтобы из всего многообразия собранного материала отобрать наиболее значимые аргументы, факты, эпизоды, визуальные образы, музыкальные фрагменты и т.д. В основе выбора материалов должны лежать следующие критерии:

1. Материал должен соответствовать главной теме политической кампании. Казалось бы, что указанная выше логика поиска материалов должна изначально решить проблему соответствия. Однако на практике нередко при увеличенном поиске интересных материалов главная цель этого поиска незаметно отходит в сторону. Вот почему, прежде чем эти материалы начнут раскручивать, их надо еще раз проверить на степень соответствия главной теме политической кампании и безжалостно выбраковывать информационные пустышки.

2. Материал должен работать на объективность, он должен помогать реципиентам воспринимать создаваемую политическими технологами картину мира как объективную. Иными словами, никакой материал, используемый в убеждающей коммуникации, не должен вызывать у населения реакции отторжения в связи с его неправдоподобием, неискренностью, несоответствием действительности. Люди очень болезненно реагируют на ложь, идеологическую ангажированность, и, следовательно, при отборе материалов надо постараться минимизировать подобные качества и свойства информационных материалов.

3. Материал должен привлекать внимание, иначе он затеряется в информационной пучине политической жизни. Поэтому факты надо отбирать действительно яркие, аргументы неожиданные, образы впечатляющие и т.п. Однако мы знаем, что человек реагирует не только на обычное, сенсационное, но и на ту информацию, которая отвечает его интересам, ожиданиям. Следовательно, отбор материалов для убеждающей коммуникации обязательно должен осуществляться путем их соотнесения с представлениями массового сознания, соотнесения с реальными запросами, настроениями и устремлениями людей.

Центральная тема убеждающей коммуникации и основные сюжетные линии должны разрабатываться прежде всего руководством политической кампании с участием аналитической группы. Обычно эта задача решается в ходе творческой дискуссии, в некоторых случаях используется методика «мозгового штурма». Содержание, темы и основные сюжетные линии политической кампании являются материалом «для служебного пользования» и никогда не обнародуются. Это особенно важно в конкурентных процессах, при проведении избирательных кампаний. Как только соперники получают доступ к информации о центральной теме политической кампании, они сразу же пытаются предпринять усилия с целью снижения эффекта ее воздействия на массы.

Вместе с тем для сбора материалов, необходимых для детальной проработки сюжетных линий, можно привлекать различных специалистов, например историков, журналистов. Однако перед ними целесообразно ставить вполне конкретные цели по подбору материала по узкой проблематике.

Только после того, как концепция, или схема убеждающей коммуникации, создана, следует обращаться к тем, кто профессионально может подготовить конкретные информационные продукты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: