В рабочих тетрадях: а) составить план ответа по каждому вопросу; б) законспектировать понятие принципа и систему принципов проф. В.Т. Томина, проф. А.А. Давлетова.
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Презумпция невиновности.
2. Состязательность сторон.
Задачи: 15, 16, 20, 21, 216, 220.
Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару
Характеристику презумпции невиновности (равно как и любого иного принципа) начать с констатации того, что это действительно принципиальное положение, затем привести ее формулу, назвать нормативную основу, раскрыть содержание и значение. Подчеркнуть объективный характер требования считать лицо невиновным. Сравнить формулу презумпции невиновности по российскому законодательству и в международном праве. Дать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по проблеме соответствия принципу презумпции невиновности института прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в досудебном производстве. Высказать мнение по вопросу о пределах освещения в СМИ фактов совершения конкретными лицами преступлений до вступления приговора в законную силу. Проанализировать положения, вытекающие из презумпции невиновности, привести примеры их действия.
|
|
Состязательность сторон (состязательность и равноправие сторон) важнейшее положение, к которому обучающиеся обращались в рамках дисциплины «Правоохранительные органы» для целей понимания как организовано правосудие – осуществление правосудия организовано с участием стороны обвинения и защиты при нейтральной роли суда, принимающего меры к обеспечению прав сторон. В рамках настоящей дисциплины надлежит проанализировать ряд процессуальных аспектов принципа состязательности, в частности ответить на вопросы: а) идея состязательности распространяется на уголовное судопроизводство в целом, включая досудебное производство, либо исключительно на судебное производство, т.е. на судебные стадии; б) каковы последствия отказа государственного обвинителя от обвинения; в) что означает равноправие сторон (привести примеры такого юридического равенства сторон); г) активной или пассивной является роль суда в исследовании доказательств; д) какова роль председательствующего в уголовном процессе; и др. сугубо процессуальные аспекты.
Задание для самостоятельной работы
В рабочих тетрадях: а) составить план ответа по каждому вопросу; б) письменно решить задачи.
Семинар 2 часа