Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару. По первому вопросу, изложить понятие участника уголовного процесса

По первому вопросу, изложить понятие участника уголовного процесса. Пункт 58 ст. 5 УПК РФ исходит из широкого понимания участников процесса, относя к ним всех лиц, принимающих участие в уголовном процессе. С этих позиций можно сказать, что раздел 2 УПК РФ содержит неполный перечень всех участников, за его пределами остаются другие участники. При ответе привести примеры участников процесса, не вошедших в раздел второй. Иметь в виду, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правами участников процесса обладают лица, хотя и не поставленные в определенное правовое положение, но чьи интересы в деле фактически затронуты. Также привести примеры таких ситуаций. Дать классификацию участников процесса по различным основаниям.

Правовой статус суда подробно изучался в рамках дисциплины «Правоохранительные органы». Не дублируя ранее пройденный материал, показать место и роль суда в состязательном уголовном процессе, привести примеры компетенции и действий суда в досудебном и судебном производстве, подчеркнуть исключительность полномочий суда.

Понятие и правовое положение участников уголовного процесса со стороны обвинения (глава 6 УПК РФ), являющихся должностными лицами (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель) также изучалось ранее как части правоохранительных органов. При подготовке к семинару, на котором перечисленные государственные органы рассматриваются в качестве участников уголовного судопроизводства, акцент сделать на характеристике отдельных полномочий, которыми они наделены. Обязательно показать взаимоотношения выше и нижестоящих должностных лиц в системе следственных органов и органов дознания. Ключевым аспектом при обсуждении выступает проблема процессуальной самостоятельности следователя и дознавателя. При ответе привести доводы в пользу целесообразности отнесения должностных лиц, ведущих расследование, к стороне обвинения. Не препятствует ли такое решение реализации в досудебном производстве принципа состязательности?

Задание для самостоятельной работы

В рабочих тетрадях: а) составить план ответа по каждому вопросу; б) письменно решить задачи.

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Потерпевший, его представители.

2. Частный обвинитель, его представители.

3. Гражданский истец, его представители.

Задачи: 47, 48, 49, 51, 228.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: