Содержание разделов (тем) дисциплины

Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Становление и развитие специальной педагогики. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. Основные категории специальной педагогики. Взаимосвязь специальной педагогики с другими отраслями знаний. Основные научные теории специальной педагогики. Зарождение государственной системы специальной (коррекционной) поддержки и социальной защиты людей с отклонениями в развитии и поведении. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков,основное средство подготовки их к жизни и труду.

Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Основные отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Значение специальной психологии для специальной педагогики. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами - возрастной психологией, патопсихологией, детской психиатрией, коррекционной педагогикой.

Тема 2. Категории развития в специальной психологии

Категории развития в специальной психологии. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины. Психическое развитие и деятельность. Проблема нормы развития. Понятие «норма» и «отклонения» в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии человека. Среднестатистическая, функциональная, идеальная нормы развития. Проблема "норма – аномалия" как междисциплинарная проблема. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребенка. Психологическая структура дефекта. Первичный дефект и его влияние на вторичные отклонения. Комбинированные нарушения, их причины. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: