Контрольная работа по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» выполняется с целью проверки и оценки усвоения теоретических знаний студентов по данной дисциплине, формирования умений проводить анализ научной и учебной литературы, отработки навыков диагностики и проведения профилактических и коррекционных мероприятий, обогащения навыками взаимодействия с «особыми» детьми и подростками.
Тематика самостоятельной работы студентов ориентирована на проблемы специальной педагогики и психологии несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями, на специфику коррекционной работы и последующей адаптации этих категорий детей в социуме.
Студент должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и уметь применять их для решения конкретных задач в реальной ситуации, владеть навыками психологической диагностики и педагогической коррекции различных видов отклонений в развитии и поведении. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данным видам работ.
|
|
Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Например, студент, имеющий последнюю цифру номера зачетной книжки 5, может выбрать для выполнения контрольной работы тему № 5 или № 15.
Работа, выполненная с нарушением этого требования, на проверку приниматься не будет.
Задания к контрольной работе представлены в 20 вариантах, каждый из которых состоит из двух частей. Каждая часть контрольной работы направлена на освоение разных тем дисциплины с целью наиболее полного охвата материала.
Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины.
Введение контрольной работы предполагает определение актуальности одной из предложенных тем и обоснование мотива ее выбора.
Основная часть контрольной работы состоит из двух частей:
1-я часть предполагает ответ на один из теоретических вопросов, предложенных в перечне тематики, соответствующих одному из 20-ти вариантов. Тема первой части контрольной работы обосновывается с учетом реально существующей проблемы обучения и воспитания «особых» детей на стыке уже имеющегося научного знания и нового, находящегося в стадии разработки, что требует от студента самостоятельной научно-поисковой деятельности. По своей формулировке тема дает возможность определить предполагаемые границы исследования, опорные термины, обозначающие ведущие понятия проблемы.
|
|
Эта часть работы содержит развернутое описание вида дизонтогении, причины возникновения данного вида отклонения, основные категории, понятия, историю изучения вопроса, какие аспекты изучались, классификации изучаемого вида дизонтогенеза или отклонения в поведении и т.д.
Характеризуются особенности развития (при конкретном виде дизонтогении) познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, особенности личностного развития, взаимодействия с окружающей средой, а также влияние первичного дефекта на формирование вторичного, третичного и т.д. В данном разделе также дается анализ литературы по теме, суждения по дискуссионным вопросам, отражается уровень теоретической подготовки студента по данному вопросу. При этом не допускается «формальное» списывание содержания с учебника или интернет-сайта.
Название параграфов в теоретической части работы студент формулирует самостоятельно, опираясь на описание выбранного психологического феномена.
2-ая часть предполагает работу с нормативно-правовыми документами (с описанием их названия и конкретных статей), регламентирующими права лиц с особыми образовательными нуждами (независимо от вида психического дизонтогенеза) и меры социальной поддержки со стороны государства.
В заключение контрольной работыделаются общие выводы по работе и отражаются перспективы изучения данной проблемы.
Контрольная работа завершается списком использованных источников.