Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

Согласно «Закону об охране труда» органами государственного надзора за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда есть:

· специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда - Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины (Держгірпромнагляд);

· специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности - Государственная инспекция ядерного регулирования Украины;

· специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности - Государственный департамент пожарной безопасности (Держпожбезпеки) МЧС Украины;

· специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены работы – Государственная санитарно-эпидемиологическая служба МОЗ Украины.

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда имеют право:

· беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые согласно законодательству используют наемную работу, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, отнесенных них компетенции;

· получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причины нарушений законодательства и приняты меры относительно их устранения;

· выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, которые согласно законодательству используют наемную работу, обязательные для выполнения предписания (распоряжение) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;

· запрещать, останавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудование, транспортных и других средств работы, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий к устранению нарушений, которые создают угрозу жизни работающих;

· привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране работы;

· направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону.

· Решение должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда при необходимости обгрунтовуются результатами работы и выводами экспертно-технических центров, исследовательских, испытательных лабораторий и других подразделений (групп) технической поддержки, которые функционируют в составе органов государственного надзора за охраной труда согласно задачам инспекционной службы или создаются и действуют согласно законодательству как независимые экспертные организации. Научная поддержка надзорной деятельности осуществляется соответствующими научно-исследовательскими учреждениями.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране работы осуществляют профессиональные союзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей.

· Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. В случае угрозы жизни или здоровью работников профессиональные союзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях или на предприятиях или производствах физических лиц, которые согласно законодательству используют наемную работу, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работников.

· Профессиональные союзы также имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои выводы о них, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

· В случае отсутствия профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченная нанимаемыми работниками лицо.

Уполномоченные нанимаемыми работниками лица по вопросам охраны работы имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях выполнения требований относительно охраны труда и вносить обязанности для рассмотрения работодателем предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене работы.

· Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организовывает обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных нанимаемыми работниками лиц по вопросам охраны работы от работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

· Не могут быть ущемленные любые законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных нанимаемыми работниками лиц по вопросам охраны работы. Их освобождение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется лишь по согласию нанимаемых работников в порядке, определенном коллективным договором.

· Если уполномоченные нанимаемыми работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические меры, употребленные работодателем, являются недостаточными, они могут обратиться за помощью к органу государственного надзора за охраной труда. Они также имеют право принимать участие и вносить соответствующие предложения во время инспекционных проверок предприятий или производств физических лиц, которые согласно законодательству используют наемную работу, этими органами.

· Уполномоченные нанимаемыми работниками лица по вопросам охраны работы действуют согласно типовому положению, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: