Менеджмент представляется как система знаний в теории и практике управления, основанная на использовании системного анализа, его логического аппарата.
Основными задачами изучения данного курса являются:
Во-первых, рассмотрение организационно-правовых основ менеджмента и его технологии;
Во-вторых, изучение экономического механизма менеджмента, который включает три блока: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом.
В-третьих, рассмотрение вопросов менеджмента и предпринимательской среды.
Особое место в курсе уделяется оценке, анализу эффективности систем управления.
Программа курса «Основы менеджмента»
ВВЕДЕНИЕ
Управление – специфический вид человеческой деятельности. Управление в различных сферах окружающего мира. Характеристика управленческого труда.
I. Управленческий труд и его специфика
ТЕМА 1.1. Методологические основы менеджмента
Сущность и содержание управленческой деятельности. Цель управленческого труда. Предмет, средства, продукт управленческого труда. Экономический механизм менеджмента: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом. Разделение управленческого труда: определение, классификация. Управление качеством продукции. Организация как объект управления (виды и формы организации, их архитектоника). Модель внутренних и внешних переменных организации.
ТЕМА 1.3.. Эволюция управленческой мысли
История возникновения менеджмента, его роль и влияние на развитие экономики и общества: вклад различных научных школ и учений в современную теорию и практику управления; основные подходы к управлению: процессный, системный, ситуационный, количественный. Современное состояние менеджмента, условия и факторы, вызывающие необходимость разработки новой управленческой парадигмы в странах с рыночной экономикой и в России.
II. Технология менеджмента