Основные аспекты человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности: способности, одаренность, потребности. Модели потребностей. Ожидание и восприятие. Оценка личности менеджера. Требования, ограничения, альтернативы. Качества, необходимые руководителю. Мораль и этика зарождающегося в России бизнеса. Управление собой. Синдром "менеджера-игрока". Групповой подход к организации работ и социальная система управления. Социально-экономическая политика: проблемы разработки и реализации.
ТЕМА 3.2. Групповая динамика и руководство
Руководство: власть и личное влияние. Источники власти. Стратегия влияния. Ответственное использование власти. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Обзор теорий лидерства. Подход с позиции личных качеств. Поведенческий подход. Стили лидерства Лайкерта. Двухмерная трактовка стилей лидерства. Ситуационный подход. Модель Фидлера. Теория лидерства Херси и Бланшара. Теории “ X “ и “ Y “ Мак Грегора. Эффективное делегирование полномочий. Ценность различий. Управление различиями. Конфликты. Управление конфликтами, изменениями и стрессами. Руководство командой. Функциональный подход: модель руководства Адера. Участие. Управление взаимоотношениями с руководителем.
|
|
ТЕМА 3.3. Мотивация и проектирование работы
Мотивация: определение и классификация мотивационных теорий. Новые реальности работы. Подходы к проектированию. Принципы проектирования работы. Оплата и стимулирование труда.
IV. Обеспечение эффективности деятельности организации
ТЕМА 4.1. Эффективность менеджмента
Понятие и содержание эффективности. Модели организации и теоретические подходы к определению эффективности. Методология измерения и оценки эффективности организации. Методы оценки потенциала управляемости. Количественные и качественные критерии оценки эффективности. Группы интересов и контролируемые ими параметры эффективности.
3. Тематический план по дисциплине «Основы менеджмента»