С. Типы коммерческой концессии

13.33. В настоящей главе рассматривается всего лишь одна общая категория коммерческих концессий, которая может быть охарактеризована как полная фирменная коммерческая концессия. Эта широкая категория, разумеется, включает в себя ряд вариантов. Такие варианты могут быть обусловлены различиями в характере лицензионной системы, объеме и содержании предоставленной лицензии, характере или объекте регулярных отношений между сторонами, а также области и степени контроля со стороны правообладателя над способом осуществления концессии.

13.34. Согласно своему определению, полная фирменная коммерческая концессия характеризуется регулярными деловыми взаимоотношениями между правообладетелем и правопользователем, которые распространяются не только на продукцию, услуги и товарный знак и знак обслуживания, но и собственно на весь комплекс предпринимательских аспектов предприятия: стратегию маркетинга и планирование, производственные инструкции и стандарты, контроль качества и поддержание регулярных двусторонних связей.

13.35. Для того чтобы лучше понять возможности коммерческой концессии, полезно будет привести краткое описание определенных основных типов полной фирменной коммерческой концессии. Выделение различных категорий коммерческих концессий по признаку выполняемых ими функций позволяет выявить три основных их типа: обрабатывающие коммерческие концессии, концессии в области продажи товаров и концессии в области предоставления услуг. Категоризация коммерческих концессий может быть также осуществлена на основе возможных типов отношений между правообладателем и правопользователем. Они могут включать в себя отношения, подобные тем, которые возникают между производителем и оптовым продавцом, производителем и розничным продавцом, оптовым и розничным продавцами и предприятием по предоставлению услуг и розничным продавцом.

13.36. В случае обрабатывающей коммерческой концессии, которую иногда называют «производящей» концессией, правообладатель поставляет обрабатывающему или производящему предприятию основные компоненты или предоставляет свои технические знания и опыт. Правообладатель разрешает правопользователю производить и продавать продукцию под фирменным наименованием правообладателя. В отдельных случаях правопользователь получает дополнительные лицензии на использование информации, относящейся к секретам производства или запатентованным технологиям, держателем патента на которые является правообладатель; помимо этого правообладатель может организовать для правопользователя обучение и (или) предоставить ему информацию, относящуюся к маркетингу, продаже и обслуживанию продукции. Коммерческие концессии такого типа широко распространены, например, в системе ресторанного обслуживания и предприятий «быстрого питания».

13.37. В случае с концессией в области предоставления услуг правообладатель разрабатывает технологию предоставления определенного рода услуги, которую правопользователь будет оказывать его клиентам в соответствии с договором коммерческой концессии. Примером коммерческой концессии в области услуг может служить предприятие, предоставляющее услуги в области диагностики и ремонта автомобилей, либо предоставление услуг посредством кредитных карт.

13.38. В случае с коммерческой концессией в области продажи товаров правообладатель (или кто-либо иной, действующий от его имени) производит продукцию и продает ее правопользователям. Правопользователи затем перепродают ее под фирменным наименованием правообладателя своим клиентам в их географических регионах. Например, продажа автомобильного горючего, косметики или бытовой электроники может осуществляться по договорам коммерческой концессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: