Основная часть дипломной работы

Содержательная сторона основной части дипломной работы должна продемонстрировать полученный студентом в вузе комплекс теоретических знаний, практических умений и личностных качеств. Обычно основная часть состоит из трех глав.

Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.).

Основой первой главы является аналитический обзор, который должен полно и систематизировано излагать состояние проблемы (задачи), которой посвящена данная работа. Предметом анализа в обзоре должны быть результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена работа, и по смежным вопросам, новые идеи и предложения, возможные подходы к решению проблемы.

Завершить аналитический обзор желательно обоснованием выбранного направления вашей научной или научно-практической работы. Обоснование выбранного направления должно показывать преимущества выбранного направления работы по сравнению с другими возможными направлениями.

После первой главы следует обобщить наиболее существенные положения в разделе: «Выводы по главе 1».

Вторая глава основной части обычно содержит описание замысла исследования, выборки, методов, методик, результатов проверки их валидности и надежности. Во второй главе необходимо представить:

1. Полный перечень использованных методик, обоснование выбора методик, их описание. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик.

2. Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры — средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого, социально-демографические характеристики.

3. Описание условий и процедуры эксперимента.

4. Обоснование методов математического анализа данных.

После второй главы следует обобщить наиболее существенные положения в разделе: «Выводы по главе 2».

В третьей главе должно быть подробно (не менее 10 с. текста) и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе результаты отрицательные. Здесь студент представляет результаты своего психологического (психодиагностического) исследования на основе проведенных с испытуемыми психологического консультирования, психодиагностических и психокоррекционных процедур. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов.

В части, посвященной описанию экспериментов, должна указываться цель и описываться программа экспериментов, излагаться их сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено.

Ряд трудностей вызывает у выпускников описание экспериментальной части исследования. В этой части работы должны быть представлены следующие сведения:

1. Сводные таблицы начальных данных. Полные копии протоколов, эксперимента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе определенным образом. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении также можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д.

2. Список всех показателей, которые были включены в математико-статистическую обработку, должен включать: номер показателя, его название, название методики, благодаря которой он получен. Если показатель вычислен в ходе обработки данных, надо указать — на основе каких именно измеренных параметров вычислен показатель.

3. Первичные статистики. Можно привести только основные, поместив их в нижних строчках сводной таблицы данных,

4. Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий. Должны быть названы использованные прикладные компьютерные программы обработки данных.

По факторному анализу обычно приводятся итоговые решения, но если промежуточные решения дают интересные факты для обсуждения, то помещают и их.

Эти разделы завершаются подробной психологической интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием практических рекомендаций по их возможному применению.

В конце каждого из разделов глав после слов «Таким образом…» делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается выводами. Их может быть несколько. Обычно 3-5. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы студента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: