Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку (качественную оценку величины риска и/или количественную оценку вероятности реализации риска и степени потенциального ущерба), способы управления рисками (их снижения, распределения между Участниками) и предлагаемые гарантии инвесторам.
Для проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, необходимо привести матрицу рисков и предложения по распределению рисков между частным и государственным сектором с целью их минимизации.
Приложения
В бизнес-план рекомендуется включать приложения, иллюстрирующие, детализирующие или подтверждающие информацию, изложенную в основной части бизнес-плана. Ниже приведены типовые приложения к бизнес-плану:
1) Команда основных руководителей и разработчиков по проекту (приложение является обязательным):
▪ В данном приложении рекомендуется привести резюме руководителей и разработчиков, которые будут участвовать в реализации проекта (информация об их квалификации, опыте, успешно реализованных проектах и полученных наградах и т.п.).
|
|
2) Покупатели и заказчики (приложение является обязательным в случае его применимости):
▪ Список предполагаемых покупателей и заказчиков, стратегических партнеров, в том числе основных покупателей (заказчиков), давших гарантии покупки существенного объема продукции (услуг), реализуемых в рамках проекта. Предполагаемые условия поставки и оплаты;
▪ Если имеется, предварительно согласованные или гарантируемые объемы закупки (портфель заказов).
3) Информация о конкурентах.
4) Общая стоимость проекта/Бюджет инвестиционных затрат по проекту (приложение является обязательным):
▪ Затраты на инвестиционной стадии по периодам в разбивке по основным категориям (затраты на подготовку проекта и предпроектные работы, проектные работы, капитальные вложения, подбор и обучение персонала, покрытие потребности в оборотном капитале и т.д.) и статьям затрат с указанием того, являются ли они предстоящими или уже были понесены (предстоящие инвестиции указываются с учетом прогнозной инфляции, осуществленные - по фактической величине).
5) Оборудование по проекту:
▪ Список оборудования, которое планируется приобрести по проекту (должны быть приложены спецификации по основному оборудованию), основные характеристики, предполагаемые поставщики и подрядчики.
6) Поставщики и подрядчики (приложение является обязательным в случае его применимости):
▪ Предполагаемые поставщики сырья, материалов, услуг и подрядчики для осуществления работ на инвестиционной стадии, предполагаемые условия поставки и оплаты работы. Обоснование выбора генерального подрядчика и компании, которая будет осуществлять шефмонтаж оборудования (если не выполняется поставщиком оборудования);
|
|
▪ Предполагаемые поставщики сырья, материалов, услуг, составляющих значительную долю в операционных затратах или себестоимости готовой продукции/работ/услуг, предполагаемые схемы и условия работы на операционной (эксплуатационной) стадии;
▪ Описание конкурсных процедур, которые будут применяться при выборе основных поставщиков и подрядчиков.
7) Операционные затраты:
▪ Расчет потребности в основных видах ресурсов для производства единицы продукции (оказания услуг, выполнения работ) с указанием источников информации для расчета;
▪ Расчет себестоимости единицы продукции;
▪ Информация об основных переменных и условно постоянных операционных затратах (с указанием факторов, которые определяют величину переменных затрат).
8) Трудовые ресурсы/Затраты на персонал:
▪ Проект штатного расписания по проекту и/или бюджет затрат на персонал по проекту включая, если применимо, затраты на оплату труда производственного, коммерческого и административного персонала, затраты на подбор и обучение персонала, обеспечение безопасности труда, затраты на мероприятия, связанные с мотивацией работников, в том числе команды основных разработчиков и менеджеров по проекту и т.п.
9) Организационные графики, схемы и планы проектных работ.
10) Бюджеты затрат:
▪ Бюджет маркетинга, медиа-план, бюджет затрат на экологические мероприятия, НИОКР (опытно-конструкторские разработки и исследования), страхование, бюджет консультационных, аудиторских и юридических услуг и т.д.
11) Лицензии и патенты, иные ключевые документы по проекту.
ГЛАВА II. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1. Девять структурных блоков как основа маркетинговой стратегии Рисунок 1 Девять структурных блоков как основа маркетинговой стратегии