Задания следует выбирать в «Таблице 1», ориентируясь на порядковый номер в кафедральном журнале по дисциплине.
Таблица 1
Индивидуальные задания
№1. Предмет философии История философии | «Философия – это эпоха, схваченная в мысли» (Г. Гегель) Как вы понимаете это утверждение? |
№2. Предмет философии История философии | Как соотносятся между собой философия и наука? |
№3. Предмет философии История философии | «Входя в философию, следует постоянно иметь в виду, что единство разума является нам лишь в многообразии его голосов». (Юрген Хабермас). Прокомментируйте высказывание. |
№4. Предмет философии История философии | «Человек вооруженный только наукой, подобен ребенку, играющему с коробкой спичек». (Дж. Холдейн). Прокомментируйте высказывание. |
№5. Предмет философии История философии | Объясните, в чем состоит отличие ортодоксальных школ Древнеиндийской философии от неортодоксальных. |
№6. Предмет философии История философии | Для какого направления средневековой философии характерен тезис «Верую, чтобы понимать!»? Поясните ответ. |
Продолжение табл. 1 | |
№7. Предмет философии История философии | Френсису Бэкону принадлежит изречение “Знание - сила”. С какой философской ориентацией оно связано? Назовите исторический тип философствования, которому оно соответствует. |
№8. Предмет философии История философии | Человеческая жизнь – это свобода или необходимость? Обоснуйте ответ! |
№9. Предмет философии История философии | Английский философ Бертран Рассел в «Истории западной философии» формулирует «вечные вопросы философии» так: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями?» Попробуйте дать свой ответ. |
№10. Материя | Каковы современные представления о структуре материи? |
№11. Материя | Как рассматривали соотношение пространства, времени и движения представители «реляционной» и «субстанциональной» концепций? |
№12. Материя | Раскройте понятие «атрибут». Какими основными атрибутами обладает материя? |
№13. Материя | Исходя из современного определения материи, являются ли материальными свет, звук, запах и тень. Аргументируйте ответ. |
№14. Материя | «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Кто дал это определение? Проанализируйте. |
Продолжение табл. 1 | |
№15. Бытие | Объясните, в чем заключается суть проблемы бытия в философии? |
№16. Бытие | Что означает философский тезис об относительности пространства и времени? |
№17. Бытие | «То, что нас объемлет, есть или бытие в себе, которым мы объяты, или бытие, которым являемся мы сами». (Карл Ясперс) Прокомментируйте высказывание. |
№18. Бытие | Что заключено в понятии «небытие»? |
№19. Бытие | «Человек есть бытие, благодаря которому возникает небытие!» Поясните слова Сократа. «Мыслить и быть есть одно и то же». (Парменид). Прокомментируйте высказывание. |
№20. Бытие | Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности. Назовите их и проанализируйте. |
№21. Бытие | «Бытие – это все, что есть, и все что может быть». (Фома Аквинский). «Отсутствие Бытия как такового и есть само Бытие» (М. Хайдеггер). Сформулируйте проблему. Чем обусловлено различие трактовок бытия в представленных высказываниях? |
Продолжение табл. 1 | |
№22. Познание | «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя ничего сказать. Следовательно, никто не может лгать». Примером какого философского течения является данная конструкция. Обоснуйте. |
№23. Познание | «Заменим ложные мысли правильными, и существующая действительность рухнет». Дайте философский анализ и оценку этого суждения. |
№24. Познание | Может ли красота быть критерием истины? |
№25. Познание | «Критерием научности теории является возможность ее опровержения». Согласны ли Вы с такой постановкой вопроса? |
№26. Познание | «Познай себя». – Просил бы разъяснений! – Извольте: надо быть и вместе с тем – не быть! Да, этот афоризм создал, бесспорно, гений: Так коротко, а может с толку сбить! (И.В. Гёте). |
№27. Познание | «Убеждения – более опасные враги истины, чем ложь». (Ф. Ницше). |
№28. Познание | «Прекрасна ложь, если она делает много добра». (Дж. Доменико). Проанализируйте высказывание. |
№29. Познание | «У философии и религии общее содержание, общие потребности и интересы». (Г. Гегель). Какое понимание особенностей философии может приводить к данному выводу? |
Окончание табл. 1 | |
№30. Познание | «Высшее к чему может стремиться человеческая мысль, – это выйти за свои собственные пределы, придя к парадоксу». (С. Кьеркегор). Дайте философский комментарий высказывания. |
№31. Познание | По словам русского мыслителя А.И. Герцена, ученому «надобно отречься от себя, чтобы сделаться сосудом истины, забыть себя, чтобы не стеснять ее собою». Согласны ли Вы с этим высказыванием? |
№32. Познание | «Из всех существ человек меньше всего достигает цели своего существования». (И. Кант). Если это так, то почему? |