1. Основные идеи французских просветителей: материализм (Д.Дидро, Гольбах), антиклерикализм (Вольтер), просветительская роль науки и философии (Ж.-Ж. Руссо).
2. Формирование понятия «гражданское общество» (теория "общественного договора" Т. Гоббса, правовые идеи Д. Локка).
В данной работе следует отметить, что XYIII век в истории научной мысли получил название эпохи Просвещения. Просвещение - это своеобразная политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Особо следует отметить скептическое отношение Ж.-Ж. Руссо к прогрессизму. Просвещение содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - развитию естествознания, в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности, в области политики и права - свободу и равенство всех людей перед законом. Кроме этого важнейшими характеристиками этого периода являются возрождение деизма - аристотелевского учения о сверхъестественном творении мира, но его естественном развитии в дальнейшем, а также становление сциентизма, утверждающего знание как высшую духовную и культурную ценность.
|
|
В этот период шло формирование понятия «гражданское общество». Начатое английскими просветителями Т. Гоббсом и Д. Локком, продолженное в трудах Ж.-Ж. Руссо оно было обращено к социальным аспектам философии. Теория "общественного договора" - это доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти oт незащищенного естественного состояния к гражданскому, где человек, отдавая часть личной свободы государству, получает взамен мир, безопасность, культурное развитие. В завершении темы следует показать ограниченный характер, негативный аспект идей эпохи Просвещения.