Примерный образец психолого-педагогической характеристики учащегося

(по запросу школы, психолога, родителей)

Ф.И.О. Иванов Петр

1. Возраст: 7 лет Пол: муж. Класс: 1«А» Дата: 10.02.2006

2. Запрос: определить уровень адаптации ребенка к школе

a. Данные, приведенные педагогами: С классным руководителем беседы не состоялось, но, по словам психолога, ребенок испытывает трудности в учебной деятельности, по основным предметам: математике, чтению, письму. Родители ребенка заняли авторитарную позицию, вследствие чего ребенок тревожен, имеет низкую самооценку и высокий уровень притязаний.

b. Данные, сообщенные родителями: Разговора не состоялось.

c. Наблюдение и беседа с ребенком: Ребенок сразу вступил в контакт, хотя некоторое время избегал зрительного контакта. Испытуемый внимательно выслушивал задания и правильно выполнял. Очень переживал об оценке и правильности выполнения, постоянно спрашивая, «что поставите», или говоря «я знаю, что сделал неправильно». Ребенок живет в полной семье, имеет старших брата и сестру. Говорит, что у него много друзей, но называет всего двух. Увлекается карате, любит рисовать. Учиться нравится, есть любимый предмет — математика. Самостоятельно изучает таблицу умножения.

d. Отношение ребенка к обследованию: Отношение хорошее, согласился принять участие в тестировании, с интересом отвечал на вопросы и выполнял задания.

e. Диагноз непсихологов: Выдумщик, фантазер.

f. Резюме по феноменологии: Средне контактен, тревожен, в учебе неуспешен, испытывает трудности по основным предметам. По словам школьного психолога, у ребенка мышечный гипертонус. В межличностных отношениях испытывает трудности при вхождении в контакт со сверстниками. Учиться нравится, любит заниматься математикой. Имеет хороший контакт с учителем. Самостоятелен. Выдумщик.

3. Содержание гипотезы: Предполагаю, что у испытуемого есть элементы дезадаптации, связанные с неадекватной самооценкой и высоким уровнем личностной тревожности.

a. Обоснование каждой гипотезы: Внешними причинами дезадаптации являются дефекты семейного воспитания, а именно: завышенные требования, предъявляемые ребенку. Внутренними причинами могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные состояния здоровья ребенка: генотип, психоэмоциональное состояние, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими, уровень развития его социально-коммуникативных качеств.

4. Данные психологического обследования по каждой гипотезе:

a. Используемые для проверки методики: «Домик», «Да и нет», «Графический диктант», «Аналогии», «Последовательность событий», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки», «Лестница», «Я отвечаю на уроке», «Я на улице с друзьями», «Самооценка тревожности».

b. Полученные данные: Выявлено, что у испытуемого хорошо развито умение ориентироваться на образец, и он способен выполнять задания взрослого, но он испытывает трудности, связанные с тонкой моторикой (причина — мышечный гипертонус). Речь правильная, насыщенная, звуки произносит отчетливо. Хороший уровень вербального мышления. Испытуемый обладает средним объемом внимания, переключаемость и распределение внимания соответствуют возрасту. Ребенок импульсивен, эмоционально нестабилен, испытывает сильные переживания, связанные с личностной тревожностью, ему присуща вытесненная агрессия. В социальных контактах испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Испытуемому характерна неадекватная самооценка и высокий уровень притязаний. Характеризуется постоянным чувством вины, возникшего в силу школьной неуспешности и неадекватной самооценки. Из методик выявлено, что испытуемому присуще неудовлетворение основных потребностей: потребность в безопасности, чувство нехватки психологической теплоты дома.

c. Сопоставление с нормой: Интеллектуальные способности соответствуют возрасту; неадекватная самооценка

d. Резюме по данным обследования: Результаты диагностического обследования подтвердили гипотезу.

5. Психологическое заключение: Интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Неадекватная самооценка и высокий уровень тревожности связаны с особенностями детско-родительского отношения.

6. Рекомендации:

a. Педагогам: Помочь изменить негативное отношение к себе, выделить свои достоинства. Изменить отношение в ребенку — истинная заинтересованность к его школьным делам, поощрять успехи, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.

b. Родителям: Пересмотреть свое отношение к достижениям ребенка, реалистично оценивать их. Принимать таким, каков он есть. Проявить заинтересованность к его школьным делам. Для снятия мышечного тонуса рекомендован массаж и занятия в бассейне.

c. Ребенку: Провести коррекционную работу по повышению уверенности в себе.

7. Катамнез: собрать не удалось в связи с недостатком времени, отведенного на практику.

8. Выдвижение новых гипотез (только в случае расхождения данных катамнеза с диагностическим заключением): нет.

9. Психологическая таблица или схема психологической детерминации.

10. Отчет диагностики:

a. Общее впечатление о взаимодействии с клиентом: Испытуемый старательно выполнял все задания, отвечал на вопросы и рассказывал о себе, стараясь заинтересовать. Интересный собеседник и выдумщик, работать с ним было интересно.

b. Трудность случая: трудный.

c. Прочее: нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: