Рекомендации по подготовке защиты и представлению выпускной квалификационной работы

Защита выпускной работы проводится на открытом заседании ГАК в установленном порядке.

Регламент доклада – 10-15 минут. В докладе должны быть чётко сформулированы цели исследования, очерчены проблемы и задачи, показаны результаты анализа и обоснованы предложения и рекомендации, разработанные в выпускной работе. В докладе студент использует графический материал, иллюстрирующий содержание проделанной работы. Увеличить информативность выступления при жестком временном ограничении позволяет компьютерная презентация и другие наглядные материалы. Их применение поможет лучше донести до комиссии наиболее важную информацию.

Доклад призван раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы. В связи с тем, что у большинства членов ГАК нет возможности подробно ознакомиться с работой, выступление помогает им получить представление о профессиональном уровне подготовки выпускника, о сути представленного исследования, его главных достоинствах и сформулировать соответствующие вопросы. Выступление на защите дает возможность студенту показать свой интеллектуальный уровень и уровень своей профессиональной подготовки, то есть представить себя и свою выпускную квалификационную работу с наиболее выигрышной стороны. Доклад и наглядные материалы позволяют защищающемуся студенту сфокусировать внимание комиссии на ограниченном круге проблем и, тем самым, избежать постановки членами комиссии «неудобных» для себя вопросов.

По ходу доклада студенту настоятельно рекомендуется использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (карты, таблицы, схемы) или иной материал, иллюстрирующий основные положения работы.

В структурном отношении доклад можно разделить на три логически взаимосвязанные части.

Первая часть доклада кратко характеризует актуальность темы, цель, предмет, объект исследования, поставленные задачи.

Вторая - самая большая по объему часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует каждую главу выпускной квалификационной работы. Особое внимание обращается на итоговые результаты. Отмечаются также критические сопоставления и оценки. Эту часть доклада можно построить как на основе характеристики глав, так и на идее главной цели работы и способов ее реализации.

Заключительная часть строится по тексту заключения ВКР. Здесь целесообразно перечислить общие выводы (не повторяя более частные обобщения) и собрать воедино основные рекомендации. Результаты перечисляются по пунктам путем указания на наиболее важные решения поставленной в работе проблемы.

При описании нововведений наиболее часто используются страдательные причастия (например, «установлены основные отличия……..», «выявлены закономерности……»). При докладе результатов исследования речь студента должна быть четкой, размеренной эмоционально окрашенной, (но не излишне).

Если у студента имеются публикации по теме исследований, это следует отметить в выступлении.

Ниже мы представляем примерный план доклада студента на защите выпускной работы:

1. Обоснование актуальности изучаемой проблемы (объективный и субъективный аспект).

2. Основные теоретические положения.

3. Научные характеристики исследования.

4. Организация и проведение экспериментальной работы:

· задачи эксперимента;

· перечень диагностических методик;

· результаты констатирующего эксперимента;

· основные компоненты формирующего эксперимента;

· анализ результатов контрольного эксперимента.

5. Выводы по работе.

6. Перспективы внедрения и дальнейшей разработки исследования.

В зависимости от направленности выпускной квалификационной работы 4 пункт плана может быть скорректирован в соответствии с задачами исследования.

По окончании доклада члены комиссии, а также приглашённые на защиту задают вопросы, с целью уточнения некоторых деталей представленной работы. Докладчик должен до конца выслушать вопрос, поблагодарить за него и приступить к ответу. При ответе на вопросы докладчику может быть предоставлено время на их обдумывание, но не более 1 - 2 минут. Ответы должны быть полными, чёткими и исчерпывающими.

Ввиду того, что с отзывами руководителя и рецензента студент знакомится заблаговременно, необходимо подготовить ответы на замечания, которые в них содержатся.

После обсуждения выступления студенту предоставляется заключительное слово, которое должно быть лаконичным и касаться высказанных в процессе слушания замечаний и рекомендаций по выполненной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: