Защита выпускной работы проводится на открытом заседании ГАК в установленном порядке.
Регламент доклада – 10-15 минут. В докладе должны быть чётко сформулированы цели исследования, очерчены проблемы и задачи, показаны результаты анализа и обоснованы предложения и рекомендации, разработанные в выпускной работе. В докладе студент использует графический материал, иллюстрирующий содержание проделанной работы. Увеличить информативность выступления при жестком временном ограничении позволяет компьютерная презентация и другие наглядные материалы. Их применение поможет лучше донести до комиссии наиболее важную информацию.
Доклад призван раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы. В связи с тем, что у большинства членов ГАК нет возможности подробно ознакомиться с работой, выступление помогает им получить представление о профессиональном уровне подготовки выпускника, о сути представленного исследования, его главных достоинствах и сформулировать соответствующие вопросы. Выступление на защите дает возможность студенту показать свой интеллектуальный уровень и уровень своей профессиональной подготовки, то есть представить себя и свою выпускную квалификационную работу с наиболее выигрышной стороны. Доклад и наглядные материалы позволяют защищающемуся студенту сфокусировать внимание комиссии на ограниченном круге проблем и, тем самым, избежать постановки членами комиссии «неудобных» для себя вопросов.
|
|
По ходу доклада студенту настоятельно рекомендуется использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (карты, таблицы, схемы) или иной материал, иллюстрирующий основные положения работы.
В структурном отношении доклад можно разделить на три логически взаимосвязанные части.
Первая часть доклада кратко характеризует актуальность темы, цель, предмет, объект исследования, поставленные задачи.
Вторая - самая большая по объему часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует каждую главу выпускной квалификационной работы. Особое внимание обращается на итоговые результаты. Отмечаются также критические сопоставления и оценки. Эту часть доклада можно построить как на основе характеристики глав, так и на идее главной цели работы и способов ее реализации.
Заключительная часть строится по тексту заключения ВКР. Здесь целесообразно перечислить общие выводы (не повторяя более частные обобщения) и собрать воедино основные рекомендации. Результаты перечисляются по пунктам путем указания на наиболее важные решения поставленной в работе проблемы.
|
|
При описании нововведений наиболее часто используются страдательные причастия (например, «установлены основные отличия……..», «выявлены закономерности……»). При докладе результатов исследования речь студента должна быть четкой, размеренной эмоционально окрашенной, (но не излишне).
Если у студента имеются публикации по теме исследований, это следует отметить в выступлении.
Ниже мы представляем примерный план доклада студента на защите выпускной работы:
1. Обоснование актуальности изучаемой проблемы (объективный и субъективный аспект).
2. Основные теоретические положения.
3. Научные характеристики исследования.
4. Организация и проведение экспериментальной работы:
· задачи эксперимента;
· перечень диагностических методик;
· результаты констатирующего эксперимента;
· основные компоненты формирующего эксперимента;
· анализ результатов контрольного эксперимента.
5. Выводы по работе.
6. Перспективы внедрения и дальнейшей разработки исследования.
В зависимости от направленности выпускной квалификационной работы 4 пункт плана может быть скорректирован в соответствии с задачами исследования.
По окончании доклада члены комиссии, а также приглашённые на защиту задают вопросы, с целью уточнения некоторых деталей представленной работы. Докладчик должен до конца выслушать вопрос, поблагодарить за него и приступить к ответу. При ответе на вопросы докладчику может быть предоставлено время на их обдумывание, но не более 1 - 2 минут. Ответы должны быть полными, чёткими и исчерпывающими.
Ввиду того, что с отзывами руководителя и рецензента студент знакомится заблаговременно, необходимо подготовить ответы на замечания, которые в них содержатся.
После обсуждения выступления студенту предоставляется заключительное слово, которое должно быть лаконичным и касаться высказанных в процессе слушания замечаний и рекомендаций по выполненной работе.