М. Паркер, Р. Лайкерт, Д. Мак. Грегор, Ф. Герцберг

Основной акцент в школе «человеческих отношений» делался на за­боте о людях, а в школе «научного управления» — на заботе о производ­стве.

Идея состояла в том, что простое проявление положительного внима­ния к людям оказывает очень большое влияние на повышение производи­тельности труда.

Таким образом, речь шла о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Положительные черты:

• выявление необходимости активизировать характерные для каждого
человека духовные стимулы;

затраты на человека — активы компании, которые надо правильно использовать;

формулирование основных требований для отбора людей на руково­дящие должности;

руководитель ориентируется на своих сотрудников; разработка теории социального управления;

стремление помочь работнику в осознании собственных возможно­стей;


Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента

• идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной моти­
вации и учете интересов всех заинтересованных лиц.

Отрицательные черты:

• отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета;

• приемлемость других методов в управлении, кроме как применения науки о поведении.

Количественная (управленческая) школа (1950-е — наст, время) П. Самуэльсон, В. Гибсон, К. О'Делл

Появление данной школы — следствие применения математики и компьютеров в управлении.

Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использо­вание математического аппарата, с помощью которого достигается инте­грация математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Положительные черты:

• формализация ряда управленческих функций, сочетание труда чело­века и ЭВМ;

• использование аналитических методов и моделей в управлении вме­сто словесных рассуждений;

• применение математических методов в управлении для объективной оценки любой ситуации;

• концентрация производства — «волшебный фактор» при увеличении уровня производительности труда и конкурентоспособности предпри­ятия;

• разработка «поведенческого конвейера»;

• объединение в организации гибкости и оперативности мелкого се­рийного производства с низкими издержками и высокой производи­тельностью труда массового производства;

• разработка и применение концепции материального стимулирования с темпами роста, опережающими рост заработной платы.

Отрицательные черты:

• рассмотрение управления как сугубо логического процесса, который
может быть выражен в математическом виде;


2.2. Подходы к управлению разных научных школ

недостаточный для применения сложных количественных методов
уровень образования у многих руководителей;

, невнимание к проблеме человеческих отношений при смещении при­оритетов в сторону математических методов.

Ситуационная школа (1980-е — наст, время) М. Фоллет, Р. Стогдилл

Главное в ситуационном подходе в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т. е. конкретного набора обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время.

Суть рекомендаций состоит в требовании решать конкретную органи­зационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся условий, в которых эта цель должна быть достигнута.

Положительные черты:

• воспитывает личные качества и умение контролировать ситуацию;

• использование нестандартных методов обучения;

• в центре внимания ситуация — набор обстоятельств, непосредственно влияющих на организацию;

• использование конкретных приемов управления в связи с конкретной ситуацией;

• наличие общего подхода для решения стандартных проблем и ис­пользование различных методов управления;

• попытка варьировать многообразие частных подходов.

Отрицательные черты:

• отсутствие возможности выделить факторы, непосредственно влияю­
щие на успех организации, и рассмотреть только их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: