Основной акцент в школе «человеческих отношений» делался на заботе о людях, а в школе «научного управления» — на заботе о производстве.
Идея состояла в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на повышение производительности труда.
Таким образом, речь шла о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Положительные черты:
• выявление необходимости активизировать характерные для каждого
человека духовные стимулы;
затраты на человека — активы компании, которые надо правильно использовать;
формулирование основных требований для отбора людей на руководящие должности;
руководитель ориентируется на своих сотрудников; разработка теории социального управления;
стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей;
Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента
• идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной моти
вации и учете интересов всех заинтересованных лиц.
|
|
Отрицательные черты:
• отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета;
• приемлемость других методов в управлении, кроме как применения науки о поведении.
Количественная (управленческая) школа (1950-е — наст, время) П. Самуэльсон, В. Гибсон, К. О'Делл
Появление данной школы — следствие применения математики и компьютеров в управлении.
Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Положительные черты:
• формализация ряда управленческих функций, сочетание труда человека и ЭВМ;
• использование аналитических методов и моделей в управлении вместо словесных рассуждений;
• применение математических методов в управлении для объективной оценки любой ситуации;
• концентрация производства — «волшебный фактор» при увеличении уровня производительности труда и конкурентоспособности предприятия;
• разработка «поведенческого конвейера»;
• объединение в организации гибкости и оперативности мелкого серийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства;
• разработка и применение концепции материального стимулирования с темпами роста, опережающими рост заработной платы.
Отрицательные черты:
• рассмотрение управления как сугубо логического процесса, который
может быть выражен в математическом виде;
|
|
2.2. Подходы к управлению разных научных школ
• недостаточный для применения сложных количественных методов
уровень образования у многих руководителей;
, невнимание к проблеме человеческих отношений при смещении приоритетов в сторону математических методов.
Ситуационная школа (1980-е — наст, время) М. Фоллет, Р. Стогдилл
Главное в ситуационном подходе в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т. е. конкретного набора обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время.
Суть рекомендаций состоит в требовании решать конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся условий, в которых эта цель должна быть достигнута.
Положительные черты:
• воспитывает личные качества и умение контролировать ситуацию;
• использование нестандартных методов обучения;
• в центре внимания ситуация — набор обстоятельств, непосредственно влияющих на организацию;
• использование конкретных приемов управления в связи с конкретной ситуацией;
• наличие общего подхода для решения стандартных проблем и использование различных методов управления;
• попытка варьировать многообразие частных подходов.
Отрицательные черты:
• отсутствие возможности выделить факторы, непосредственно влияю
щие на успех организации, и рассмотреть только их.