Существуют различные способы классификации цен:
По условиям формирования цен выделяют:
- свободные цены, - они свободно складываются на рынке как результат взаимодействия спроса и предложения;
- регулируемые цены, - онискладываются под влиянием спроса и предложения, но при этом они являются и объектом определенного воздействия со стороны государства;
- фиксированные цены, - они прямо устанавливаются государственными органами управления.
По территориальному признаку:
- цены внутренней торговли – складываются на внутреннем рынке;
- цены внешней торговли - определяются в зависимости от вида товаров и устанавливаемые на уровне: а) стран–экспортеров или стран–импортеров; б) биржевых котировок, аукционных цен; в) цен ведущих производителей, специализирующихся на производстве и экспорте данного вида продукции.
3. По признаку стадии обращения товара:
- оптовые цены,по ним предприятия и организации реализуют крупные партии произведенной продукции другим предприятиям;
- розничные цены,по ним ведется продажа очень малых партий товаров отдельным покупателям из числа конечных покупателей.
4. По признаку гибкости цен, возможности их пересмотра выделяют:
- твердые цены, фиксируются в договорах купли-продажи и не подлежат изменению;
- гибкие цены,цена может изменяться в зависимости от состояния определенных параметров на определенную дату.
Формирование цен на продукцию компании осуществляется под воздействием многих факторов.
Внутренние факторы ценообразования.
Маркетинговые цели. Примеры наиболее распространенных целей: выживание компании, максимизация текущей прибыли, максимизация доли рынка, лидерство по качеству.
Выживание компании. Одно из возможных действий компании в таких ситуациях – перейти к более низкой цене на товар в надежде увеличить объемы его реализации.
Многие компании в качестве основной цели стратегии ценообразования избирают максимизацию текущей прибыли. В этом случае основным ориентиром принимаются текущие финансовые показатели, долгосрочные рыночные перспективы не входят в число приоритетов. Другие субъекты предложения посредством политики ценообразования пытаются увеличить свою долю рынка. Лидерство по качеству товара обычно подразумевает установление высокой цены, покрывающей издержки производства более качественных товаров, а также приносящей определенную прибыль.
Компании могут использовать цену для решения других проблем, для достижения других целей.
Маркетинговая стратегия компании. Формирование эффективной маркетинговой программы предполагает координацию решений в области ценообразования с решениями, принимаемыми в отношении системы распределения товаров, методов их продвижения и другими аспектами.
Издержки в принципе определяют минимальную цену, которую компания может назначить на свой товар.
Особенности организационной структуры компании. Цены могут назначаться высшим руководством, отделом маркетинга или сбыта, менеджерами подразделений или ассортиментных групп.