МетодическиЕ указаниЯ

ПО выполнению лабораторнОЙ работЫ №3

по дисциплине

ИНФОРМАТИКА

Задачи с ветвлениями в среде Borland Delphi

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление подготовки:150700 «Машиностроение»

Профиль подготовки: «Машины и технология литейного производства»

Квалификация выпускника: 62, бакалавр

Форма обучения:очная

Тула 2014 г.


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Изучить реализацию задач с ветвлениями в приложении Borland Delphi.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Сущность задач с ветвлениями

Программа с ветвлениями состоит из нескольких "кусков". То, какой из этих "кусков" будет выполняться, зависит от результата проверки условия. Условие сравнивает между собой две величины (на равенство, неравенство, больше, меньше и т.д.). Например, при решении квадратного уравнения нужно проверять, не оказался ли дискриминант отрицательным.

Условие всегда дает два и только два варианта ответа: да (условие выполняется) или нет (условие не выполняется). Примеры условий приведены в табл. 1. Сравнивать между собой можно не только числа, но и буквы, и строки символов. Большей считается буква, стоящая ближе к началу алфавита.

Таблица 1

Параметры Условие Результат
a=10 b=20 a<b да
a=-5 b=-10 a>b да
a=10 b=10.01 a=b нет
a='a' b='z' a>b да
a='abc' b='cde' a=b нет

Условие "не равно" записывается как "<>", "больше или равно" – ">=", меньше или равно – "<=".

Логический тип данных

Итак, в результате проверки условия можно получить ответ "да" или "нет". Чтобы этот ответ можно было записать в переменную, в Delphi предусмотрен особый тип данных – логический. Переменные логического типа могут принимать только два значения: TRUE (да, истина) и FALSE (нет, ложь. Вспомните русское слово "фальшь"). Логический тип данных в программе назван BOOLEAN в честь английского математика XIX века Дж. Буля (J. Bool), разработавшего основы алгебры логики. Логические переменные нельзя ввести с клавиатуры, но можно вывести на экран. Рассмотрим следующий пример программы:

VAR l:BOOLEAN; a,b:WORD;

BEGIN

a:=10;

b:=20;

l:=a>=b

END;

Так как 10 не больше или равно 20, переменная l примет значение FALSE (ложь).

Разумеется, переменные логического типа нельзя смешивать с переменными других типов. Например, в приведенном примере присваивание типа a:=a+l будет полной бессмыслицей (как можно сложить число и слово FALSE?) и вызовет ошибку при компиляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: