Область применения. Обоснование необходимости систем менеджмента качества. Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции. Подход к системам менеджмента качества Процессный подход. Политика и цели в области качества. Роль высшего руководства в системе менеджмента качества
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» («Quality management systems. Fundamentals and vocabulary) был введен в 2008 году путем гармонизации международного стандарта ИСО 9000-2005. Стандарт состоит из введения (в котором представлены восемь принципов менеджмента качества), трех разделов и приложений. Первый раздел «Область применения», второй – «Основные положения систем менеджмента качества», третий – «Термины и определения». Третий раздел изучается Вами в процессе проведения практических занятий, поэтому в лекционном курсе нами будут рассмотрены первый и второй разделы.
Раздел «Область применения»
В разделе первом «Область применения» отмечается, что стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества и определяет соответствующие термины. Стандарт может использоваться:
|
|
а) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества (то есть организациями, которые выпускают продукцию);
б) организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками (организации, которые получают продукцию от своих поставщиков);
в) пользователями продукции (потребителями);
г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 (например аудиторы, органы по сертификации/регистрации);
е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации (то есть консультанты и преподаватели);
ж) разработчиками соответствующих стандартов.