С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Предметом изучения данной отрасли специальной психологии являются особенности формирования и развития психики людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи этого направления специальной психологии:

1) изучить общие закономерности психического развития де­
тей с нормальным и нарушенным двигательным развитием;

2) изучить специфические особенности развития психики де­
тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

3) раскрыть компенсаторные возможности, позволяющие пре­
одолеть воздействие нарушений опорно-двигательного аппарата
на психическое развитие;

4) выявить наиболее эффективные методы коррекционного воз­
действия на развитие ребенка с нарушениями опорно-двигатель­
ного аппарата, дав им психологическое обоснование.

В центре внимания направления специальной психологии — Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К этой ка­тегории относятся дети:

с детскими церебральными параличами;

с последствиями полиомиелита;

с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (ми-°патия, рассеянный склероз и др.);

с врожденным или приобретенным недоразвитием или дефор­мацией опорно-двигательного аппарата.


111.4.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Изучение клинических и психических особенностей людей|| двигательными нарушениями, а также изучение возможности социальной адаптации началось еще в середине XIX в. В Jit первым описал не только клиническую характеристику двигате ных расстройств у детей с внутриутробными и родовыми пара чами, но и дал характеристику их речевых нарушений, особеш стей личностного развития.

В России в начале XIX в. вопросами помощи детям и подр кам с двигательными нарушениями занимался Г. И.Турнер. пытался проводить ортопедическую коррекцию пораженных нечностей. Под его патронажем была организована трудовая терская, в которой мальчиков с двигательными нарушениями < чали профессиям.

Первая мировая война и последовавшие за ней эпидемии пс миелита привели к значительному увеличению людей с наруше* ми опорно-двигательного аппарата, возникшими у них в раз* возрасте и вследствие разных причин (болезни, военная травма т.д.). Реабилитация и социальная адаптация лиц с двигатель* нарушениями приобрели значение общественно-политической i блемы. В попытках ее разрешения большую роль сыграли люди, < имевшие патологию двигательной сферы. Среди них американец президент Ф. Рузвельт, австралийский писатель и журналист А. ] шалл, американский врач Д. Фелпс. Их жизнь и деятельность < примером того, что человек с двигательными нарушениями, лишенный возможности самостоятельного передвижения, моя достичь успехов в разных видах общественной деятельности.

Доктор Фелпс из США страдал тяжелым параличом, одна период между двумя мировыми войнами он получил специальнс врача и начал изучение развития детей с церебральным паралич| Он сумел показать обществу, что многие дети с церебральным па личом (даже тяжелобольные) могут обладать высоким уровнем теллекта, тонкой восприимчивой психикой. Собранные им нау данные привлекли общественное внимание и способствовали буждению сострадания к таким детям, а также пробуждению * ного интереса и стремления вовлечь детей с детским церебраль* параличом (ДЦП) в активный социальный процесс. Это во мног изменило отношение общества к категории лиц с физическими; рушениями, вызвало интерес врачей, педагогов, психологов к чению особенностей психики людей с нарушениями опорно-дви тельного аппарата, привело к разработке методов медицинско! психолого-педагогической коррекции нарушений.

В 50 —60-е гг. XX в. в Венгрии возникло особое направлен реабилитационной работы, ориентированное на разработку тодов воспитания движений у детей с нарушениями фут


опорно-двигательного аппарата — кондуктивная педагогика, пока­завшая ведущую роль специального обучения в преодолении нару­шения движений.

В нашей стране большой вклад в разработку методов лечения таких детей внесла К.А.Семенова, а в создание специальной сис­темы их обучения и воспитания — М. В. Ипполитова. К настояще­му времени накоплен большой фактический материал, характери­зующий клинико-психологические особенности детей с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата, а также вопросы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями (К. А. Семено­ва, Е.М.Мастюкова, И.В.Ипполитова, Н.В.Симонова, И.И.Ма-майчук, И.И.Панченко, Э.С.Калижнюк и др.).

В настоящий момент данная отрасль специальной психологии интенсивно развивается как за рубежом, так и в нашей стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: