Программа «Компьютерная графика»
Вид программы:
1. По цели: познавательная, развивающая образное и абстрактное мышление, эстетический кругозор
2. По виду деятельности: компьютерный практикум.
3. По образовательной области: изучение современных компьютерных технологий.
4. По уровню содержания: ознакомительная, изучающая, формирующая готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании научиться применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.
5. По форме составления: типовая.
6. По широте охвата содержания деятельности: комплексная.
7. По возрасту детей: среднее и старшее школьное звено.
Срок реализации программы: 2 года.
Учебно-методический комплекс программы.
| № п/п | Наименование | Количество |
| I | Образовательная программа социально-педагогической направленности «Компьютерная графика», возраст обучающихся 11 – 15 лет, рассчитана на 2 года. | |
| II | Учебно-методический компонент для ребенка и педагога | |
| Наглядный материал | ||
| Плакаты: | ||
| Компьютерная безопасность – инструкция пользователя | ||
| Гимнастика для глаз | ||
| Правильная посадка за компьютером | ||
| Как выбрать правильный угол наклона монитора | ||
| Карточки: | ||
| Подборка дидактических материалов, карточек заданий для выполнения упражнений в Word, Excel, Access, Paint и др. пр-мах | > 100 | |
| Классная выставка-библиотека о к-рах, обучении, применении, словари, научно-популярные издания, специализированные журналы и др | > 50 экземпляров | |
| III | Воспитательный компонент | |
| Стенды Пресс-центра «Школьный парус» | ||
| Стенд с образцами работ | ||
| Памятка для родителей первого года обучения. | ||
| Информационные материалы для поступающих в Вузы. | ||
| IV | Компонент результативности | |
| Анкета для поступающих в коллектив | ||
| Анкета для родителей | ||
| Анкета для выпускников | ||
| Презентация о работе кружка | ||
| V | Техническое оснащение | |
| Компьютеры | ||
| Сканер | ||
| Принтер | ||
| Мультимедиапроектор | ||
| Микрофон | ||
| Обучающие пр-мы, энциклопедии и др. на CD-ROM | ||
| Операционная система Windows ХР | На 12 к-рах | |
| Adobe Photoshop | На 12 к - рах | |
| Corel Draw | На 12 к-рах | |
| MS Office | На 12 к-рах | |
| Локальная компьютерная сеть класса | 12 к-ров | |
| DVD-проигрыватель | ||
| Интерактивная доска | ||
| Бумага для орг-техники | ||
| Ножницы | ||
| Цветная бумага |
.
Учебно-тематический план (план-сетка).
II. Направление «Компьютерная графика». 14 чел. 11 - 14 лет. 4 час\нед.
1. Первый год обучения. «Векторная и растровая графика».
Рисуем в редакторе Word. Автофигуры. Способы заливки. Выделение, перенос, копирование. Преобразования рисунка. Построение линий. Построение фигур. Графический редактор Paint. Компьютерные цвета. Рисование. Редактор Corel Drow. Цифровая фотография. Редактор Adobe Photoshop.
| № темы | Наименование разделов и тем 11 - 14 лет 14 чел. 4 час\нед | Всего часов | Практич. и творч. работы. | Теория |
| 1. | Введение. Векторная графика. Рисуем в Word. | |||
| Введение. Инструктаж по ТБ. | ||||
| Автофигуры. | ||||
| Способы заливки | ||||
| Эффекты | ||||
| Группирование объектов. | ||||
| Выделение, перенос, копирование. | ||||
| Творческие работы | ||||
| Графический редактор Paint. | ||||
| Панель инструментов. | ||||
| Построение линий | ||||
| Практич. работа «Цветочный букет» | ||||
| Построение фигур. | ||||
| Практическая работа «Дом для сказочного героя» | ||||
| Компьютерные цвета. | ||||
| Выбор цвета, создание цвета. | ||||
| Основная палитра | ||||
| Творческие задания | ||||
| Вставка надписи | ||||
| Практическая работа «Поздравление» | ||||
| Инструменты рисования | ||||
| Карандаш | ||||
| Кисть | ||||
| Распылитель | ||||
| Ластик | ||||
| Изменение масштаба | ||||
| Нанесение сетки | ||||
| Творческие задания | ||||
| Редактор Corel Drаw | ||||
| Интерфейс программы | ||||
| Создание примитивов | ||||
| Создание объектов заранее неопределенной формы | ||||
| Автоматическое создание фигур | ||||
| Творческие задания | ||||
| Преобразование объектов | ||||
| Творческая работа | ||||
| Работа с текстом | ||||
| Контур и заливка | ||||
| Творческие работы | ||||
| Рисование линий и кривых | ||||
| Творческие задания | ||||
| Создание объектов сложной формы | ||||
| Эффекты | ||||
| Творческие задания | ||||
| Цифровая фотография | ||||
| Особенности работы с цифровым фотоаппаратом | ||||
| Построение кадра, композиция | ||||
| Загрузка изображений в компьютер | ||||
| Обработка изображений в Microsoft Office Picture Manager | ||||
| Программа «Фотодекор» | ||||
| Интерфейс программы | ||||
| Загрузка изображений | ||||
| Выбор шаблона | ||||
| Творческие работы | ||||
| Растровая графика | ||||
| Редактор GIMP | ||||
| Интерфейс программы | ||||
| Форматы сохранения изображения | ||||
| Простые способы редактирования изображения | ||||
| Творческие задания | ||||
| Рамки и виньетки | ||||
| Итоговое занятие | ||||
| Всего за учебный год: |
2. Второй год обучения. «Растровая графика».
Знакомство с GIMP. Создание документа. Работа с изображениями других графических программ. Меню. Инструменты. Рисунок, перспектива, композиция, цвет.
| № темы | Наименование разделов и тем 14-17 лет 14 чел 6 час\нед | Всего часов | Практич. и творч. работы. | Теория |
| 1. | Знакомимся с GIMP. | |||
| 1.1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | |||
| 1.2 | Кто вы, мистер пиксел? Основные понятия растровой графики. | |||
| 1.3. | Программа к запуску готова! Интерфейс программы, запуск. | |||
| 1.4. | Что можно настроить в настройках? | |||
| Управление файлами. Дисплей и курсоры. | ||||
| Прозрачность и гамма. Единицы измерения. Текст. | ||||
| 1.5. | Давайте уже знакомиться! | |||
| Командное меню. Палитра Инструментов. | 2 | |||
| Какие бывают палитры? | ||||
| Работа с палитрами. Работа с окнами. | ||||
| Инструмент Color Picker (цветовая палитра). Палитра Color (цвет), Swatches (образец) | ||||
| Палитра Brushes (кисти). Режим смешения. | ||||
| Практич. Работа «Вышиваем крестиком» | ||||
| 1.6. | Рисовать – это просто! | |||
| Инструмент рисования Pencil (карандаш) Инструмент замена цвета | ||||
| Инструмент заливки Paint Bucket (ведро). Команда Fill (заливка) | ||||
| Инструмент Cradient (градиент). Создание и редактирование градиента. | ||||
| Инструменты группы Eraser (ластик) | ||||
| Практическая работа «Дорожная разметка» | ||||
| 1.7. | Редактировать ничуть не сложнее. | |||
| Инструмент Clone Stamp (фигурный штамп) | ||||
| Инструменты «резкость», «размытие», «палец», «осветление» | ||||
| Инструменты «обжиг», «губка», «заплатка» | ||||
| Удаление эффекта «красных глаз» | ||||
| Инструмент «лечебная кисть», | ||||
| Практическая работа «Пингвины в сосновом бору» | ||||
| 1.8. | Что такое выделенные области и за что их выделили. | |||
| Инструменты простого выделения. | ||||
| Инструменты для сложных выделений («выделение смежных областей», «выделение по цвету») | ||||
| «прямоугольное выделение», «эллиптическое выделение», «свободное выделение» | ||||
| Меню Celect (выделение). Меню созданного выделения | ||||
| Практическая работа «Пазл своими руками» | ||||
| 1.9. | Вечный карнавал среди каналов и масок | |||
| Что такое маска. Режим «быстрая маска» | ||||
| Какие бывают каналы | ||||
| Меню палитры Channels (каналы) | ||||
| Практическая работа «Из чистого золота» | ||||
| 1.10 | Слои и слоевые эффекты, стили | |||
| Что такое слой. Палитра Layers (слои) | ||||
| Свойства слоя. Меню палитры Layers (слои) | ||||
| Layer mask (маска слоя) | ||||
| Практическая работа «Настоящий мужчина» | ||||
| Слоевые эффекты и стили. Создание эффектов слоя. | ||||
| Эффекты слоя «отбросить тень», «внутренняя тень» | ||||
| Эффекты слоя «внешнее свечение», «внутреннее свечение», «скос и рельеф» | ||||
| Наложение цвета, наложение градиента, наложение заливки | ||||
| Меню Layers (слои) | ||||
| Что такое стили. Палитра Styles (стили) | ||||
| Практическая работа «Здравствуй, охотник!» | ||||
| 1.11. | Особенности работы с текстом | |||
| Принципы работы с текстом. Панель инструментов type (текст) | ||||
| Приемы художественной работы с текстом. | ||||
| Практическая работа «Рожденный летать» | ||||
| 1.12 | Изменение размеров и трансформация изображений | |||
| Как изменить размер изображения | ||||
| Как изменить размер холста. Инструмент Grop (обрезка) | ||||
| Группа инструментов трансформирования | ||||
| Практическая работа «Наскальный рисунок» | ||||
| 1.13 | Пути с фигурами или фигуры среди путей | |||
| Инструменты группы Pen (перо) | ||||
| «Умные ножницы» | ||||
| Что такое Shapes (фигуры) | ||||
| Практическая работа «Статуя свободы» | ||||
| 1.14 | Чудеса цветокоррекции | |||
| Панель инструментов Цвет. Цветокоррекция | ||||
| Инструменты автоматической коррекции | ||||
| 1.15 | Царство фильтров | |||
| Инструмент галерея фильтров | ||||
| Фильтры группы Имитация | ||||
| Группа фильтров Размытие | ||||
| Группа фильтров Улучшения | ||||
| Группа фильтров Искажения | ||||
| Группа фильтров Шум | ||||
| Группа фильтров Свет и тень | ||||
| Группа фильтров Выделение края | ||||
| Группа фильтров Общие | ||||
| Группа фильтров Объединения | ||||
| Группа фильтров Декорация | ||||
| Группа фильтров Карта | ||||
| Группа фильтров Визуализация | ||||
| 1.16 | Творческие работы | |||
| Adobe Photoshop для цифровых фотографий | ||||
| 2.1 | Первые шаги. Загрузка фотографий. Сохранение на диске. | |||
| 2.2 | Простые способы редактирования | |||
| Обрезка фотографий | ||||
| Тоновая коррекция | ||||
| Изменение яркости и контрастности | ||||
| Увеличение резкости фотографии | ||||
| Цветовая коррекция | ||||
| 2.3. | Ретуширование фотографий | |||
| Восстановление потерянных фрагментов. 1 способ | ||||
| Восстановление потерянных фрагментов. 2 способ | ||||
| Удаление морщин | ||||
| 2 способа устранения «красных глаз» | ||||
| 2.4 | Рамки и виньетки | |||
| Виньетки для фотографий (2 способа) | ||||
| Третий способ создания виньетки | ||||
| Творческая работа «Пейзаж» | ||||
| Рамки для фотографий | ||||
| Творческая работа «Автопортрет» | ||||
| 2.5. | Коллажи, спецэффекты, карикатуры и другая обработка фотографий | |||
| Эффект сепии для тонирования фотографий | ||||
| Художественная доводка фотографий | ||||
| Художественная обработка фотографий | ||||
| Отмена сделанных изменений | ||||
| Надписи на фотографиях | ||||
| Творческая работа на свободную тему | ||||
| Коллажи | ||||
| Карикатуры | ||||
| Творческая работа «Дружеский шарж» | ||||
| Автоматизация работы. Менеджер файлов Adobe Brige | ||||
| Просмотр фотографий с помощью Adobe Brige | ||||
| Поиск файлов по ключевому слову. Открытие фотографии. | ||||
| Печать фотографий | ||||
| Анимация в GIMP | ||||
| Фильтры Анимация, Веб | ||||
| Практическая работа «Прыгающий текст» | ||||
| Инструмент трансформации Warp | ||||
| Практическая работа «Конвертик» | ||||
| Фоны, фоновые рисунки | ||||
| Итоговое занятие, презентация работ | ||||
| Всего за учебный год: |
Литература для учащихся.
1. Антошин М.К. Учимся рисовать на компьютере. – М.; АЙРИС-пресс, 2007. – 160с.: илл.
2. Донцов Д. Fotoshop. Лёгкий старт. – СПб.: Питер, 2005. – 144с.:ил.
3. Дуванов А.А. Рисуем на компьютере. Практикум. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2005. – 144с.: ил.
4. Кондратьев Г.Г. Фотоприколы с помощью Photoshop: учимся весело! - СПб.: Питер, 2007. – 447с.: илл.
5. Мак-Клелланд Дик. Photoshop 6 для «Чайников».: Пер. с англ.: - М.: Изд. Дом «Вильямс», 2001.-368с.: ил.
6. Симонович С. Занимательный компьютер. Серия Занимательные уроки. Для детей, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС 1999.
7. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей – М.: - Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 288с.: ил.
8. СD Самоучитель Adobe Fotoshop. ООО «Мультисофт», Россия, 2005.
Литература для учителя.
1. Волкова Т., Алешина К. Photoshop CS3: новые возможности и эффекты. - СПб.: Питер, 2007.- 192с.: илл.
2. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя., - М,: Вита-Пресс, 2001.-88с.
3. Гун Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых., - СПб.: Изд Дом Нева, 2003.-128с.
4. Делла-Росса Рудольф, Делла-Росса Александр. Adobe Fotoshop для художников., - СПб.: БХВ-Петнрбург, 2003.- 592с.:ил.
5. Крымов Б.У. Adobe Photoshop для цифровых фотографий. – М.: Триумф 2006. – 240с.: илл.
6. Ковтанюк Ю.С. Моя первая книга о Corel Draw 12. – М.: Эксмо, 2006. – 432с.: илл.
7. Симонович С. Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002. – 336с.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.-272с.(Метод. биб-ка.)
9. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. Кн. для учителя.- М.: Просвещение 1989.






