Программа «Компьютерная графика»
Вид программы:
1. По цели: познавательная, развивающая образное и абстрактное мышление, эстетический кругозор
2. По виду деятельности: компьютерный практикум.
3. По образовательной области: изучение современных компьютерных технологий.
4. По уровню содержания: ознакомительная, изучающая, формирующая готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании научиться применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.
5. По форме составления: типовая.
6. По широте охвата содержания деятельности: комплексная.
7. По возрасту детей: среднее и старшее школьное звено.
Срок реализации программы: 2 года.
Учебно-методический комплекс программы.
№ п/п | Наименование | Количество |
I | Образовательная программа социально-педагогической направленности «Компьютерная графика», возраст обучающихся 11 – 15 лет, рассчитана на 2 года. | |
II | Учебно-методический компонент для ребенка и педагога | |
Наглядный материал | ||
Плакаты: | ||
Компьютерная безопасность – инструкция пользователя | ||
Гимнастика для глаз | ||
Правильная посадка за компьютером | ||
Как выбрать правильный угол наклона монитора | ||
Карточки: | ||
Подборка дидактических материалов, карточек заданий для выполнения упражнений в Word, Excel, Access, Paint и др. пр-мах | > 100 | |
Классная выставка-библиотека о к-рах, обучении, применении, словари, научно-популярные издания, специализированные журналы и др | > 50 экземпляров | |
III | Воспитательный компонент | |
Стенды Пресс-центра «Школьный парус» | ||
Стенд с образцами работ | ||
Памятка для родителей первого года обучения. | ||
Информационные материалы для поступающих в Вузы. | ||
IV | Компонент результативности | |
Анкета для поступающих в коллектив | ||
Анкета для родителей | ||
Анкета для выпускников | ||
Презентация о работе кружка | ||
V | Техническое оснащение | |
Компьютеры | ||
Сканер | ||
Принтер | ||
Мультимедиапроектор | ||
Микрофон | ||
Обучающие пр-мы, энциклопедии и др. на CD-ROM | ||
Операционная система Windows ХР | На 12 к-рах | |
Adobe Photoshop | На 12 к - рах | |
Corel Draw | На 12 к-рах | |
MS Office | На 12 к-рах | |
Локальная компьютерная сеть класса | 12 к-ров | |
DVD-проигрыватель | ||
Интерактивная доска | ||
Бумага для орг-техники | ||
Ножницы | ||
Цветная бумага |
.
Учебно-тематический план (план-сетка).
II. Направление «Компьютерная графика». 14 чел. 11 - 14 лет. 4 час\нед.
1. Первый год обучения. «Векторная и растровая графика».
Рисуем в редакторе Word. Автофигуры. Способы заливки. Выделение, перенос, копирование. Преобразования рисунка. Построение линий. Построение фигур. Графический редактор Paint. Компьютерные цвета. Рисование. Редактор Corel Drow. Цифровая фотография. Редактор Adobe Photoshop.
№ темы | Наименование разделов и тем 11 - 14 лет 14 чел. 4 час\нед | Всего часов | Практич. и творч. работы. | Теория |
1. | Введение. Векторная графика. Рисуем в Word. | |||
Введение. Инструктаж по ТБ. | ||||
Автофигуры. | ||||
Способы заливки | ||||
Эффекты | ||||
Группирование объектов. | ||||
Выделение, перенос, копирование. | ||||
Творческие работы | ||||
Графический редактор Paint. | ||||
Панель инструментов. | ||||
Построение линий | ||||
Практич. работа «Цветочный букет» | ||||
Построение фигур. | ||||
Практическая работа «Дом для сказочного героя» | ||||
Компьютерные цвета. | ||||
Выбор цвета, создание цвета. | ||||
Основная палитра | ||||
Творческие задания | ||||
Вставка надписи | ||||
Практическая работа «Поздравление» | ||||
Инструменты рисования | ||||
Карандаш | ||||
Кисть | ||||
Распылитель | ||||
Ластик | ||||
Изменение масштаба | ||||
Нанесение сетки | ||||
Творческие задания | ||||
Редактор Corel Drаw | ||||
Интерфейс программы | ||||
Создание примитивов | ||||
Создание объектов заранее неопределенной формы | ||||
Автоматическое создание фигур | ||||
Творческие задания | ||||
Преобразование объектов | ||||
Творческая работа | ||||
Работа с текстом | ||||
Контур и заливка | ||||
Творческие работы | ||||
Рисование линий и кривых | ||||
Творческие задания | ||||
Создание объектов сложной формы | ||||
Эффекты | ||||
Творческие задания | ||||
Цифровая фотография | ||||
Особенности работы с цифровым фотоаппаратом | ||||
Построение кадра, композиция | ||||
Загрузка изображений в компьютер | ||||
Обработка изображений в Microsoft Office Picture Manager | ||||
Программа «Фотодекор» | ||||
Интерфейс программы | ||||
Загрузка изображений | ||||
Выбор шаблона | ||||
Творческие работы | ||||
Растровая графика | ||||
Редактор GIMP | ||||
Интерфейс программы | ||||
Форматы сохранения изображения | ||||
Простые способы редактирования изображения | ||||
Творческие задания | ||||
Рамки и виньетки | ||||
Итоговое занятие | ||||
Всего за учебный год: |
2. Второй год обучения. «Растровая графика».
Знакомство с GIMP. Создание документа. Работа с изображениями других графических программ. Меню. Инструменты. Рисунок, перспектива, композиция, цвет.
№ темы | Наименование разделов и тем 14-17 лет 14 чел 6 час\нед | Всего часов | Практич. и творч. работы. | Теория |
1. | Знакомимся с GIMP. | |||
1.1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | |||
1.2 | Кто вы, мистер пиксел? Основные понятия растровой графики. | |||
1.3. | Программа к запуску готова! Интерфейс программы, запуск. | |||
1.4. | Что можно настроить в настройках? | |||
Управление файлами. Дисплей и курсоры. | ||||
Прозрачность и гамма. Единицы измерения. Текст. | ||||
1.5. | Давайте уже знакомиться! | |||
Командное меню. Палитра Инструментов. | 2 | |||
Какие бывают палитры? | ||||
Работа с палитрами. Работа с окнами. | ||||
Инструмент Color Picker (цветовая палитра). Палитра Color (цвет), Swatches (образец) | ||||
Палитра Brushes (кисти). Режим смешения. | ||||
Практич. Работа «Вышиваем крестиком» | ||||
1.6. | Рисовать – это просто! | |||
Инструмент рисования Pencil (карандаш) Инструмент замена цвета | ||||
Инструмент заливки Paint Bucket (ведро). Команда Fill (заливка) | ||||
Инструмент Cradient (градиент). Создание и редактирование градиента. | ||||
Инструменты группы Eraser (ластик) | ||||
Практическая работа «Дорожная разметка» | ||||
1.7. | Редактировать ничуть не сложнее. | |||
Инструмент Clone Stamp (фигурный штамп) | ||||
Инструменты «резкость», «размытие», «палец», «осветление» | ||||
Инструменты «обжиг», «губка», «заплатка» | ||||
Удаление эффекта «красных глаз» | ||||
Инструмент «лечебная кисть», | ||||
Практическая работа «Пингвины в сосновом бору» | ||||
1.8. | Что такое выделенные области и за что их выделили. | |||
Инструменты простого выделения. | ||||
Инструменты для сложных выделений («выделение смежных областей», «выделение по цвету») | ||||
«прямоугольное выделение», «эллиптическое выделение», «свободное выделение» | ||||
Меню Celect (выделение). Меню созданного выделения | ||||
Практическая работа «Пазл своими руками» | ||||
1.9. | Вечный карнавал среди каналов и масок | |||
Что такое маска. Режим «быстрая маска» | ||||
Какие бывают каналы | ||||
Меню палитры Channels (каналы) | ||||
Практическая работа «Из чистого золота» | ||||
1.10 | Слои и слоевые эффекты, стили | |||
Что такое слой. Палитра Layers (слои) | ||||
Свойства слоя. Меню палитры Layers (слои) | ||||
Layer mask (маска слоя) | ||||
Практическая работа «Настоящий мужчина» | ||||
Слоевые эффекты и стили. Создание эффектов слоя. | ||||
Эффекты слоя «отбросить тень», «внутренняя тень» | ||||
Эффекты слоя «внешнее свечение», «внутреннее свечение», «скос и рельеф» | ||||
Наложение цвета, наложение градиента, наложение заливки | ||||
Меню Layers (слои) | ||||
Что такое стили. Палитра Styles (стили) | ||||
Практическая работа «Здравствуй, охотник!» | ||||
1.11. | Особенности работы с текстом | |||
Принципы работы с текстом. Панель инструментов type (текст) | ||||
Приемы художественной работы с текстом. | ||||
Практическая работа «Рожденный летать» | ||||
1.12 | Изменение размеров и трансформация изображений | |||
Как изменить размер изображения | ||||
Как изменить размер холста. Инструмент Grop (обрезка) | ||||
Группа инструментов трансформирования | ||||
Практическая работа «Наскальный рисунок» | ||||
1.13 | Пути с фигурами или фигуры среди путей | |||
Инструменты группы Pen (перо) | ||||
«Умные ножницы» | ||||
Что такое Shapes (фигуры) | ||||
Практическая работа «Статуя свободы» | ||||
1.14 | Чудеса цветокоррекции | |||
Панель инструментов Цвет. Цветокоррекция | ||||
Инструменты автоматической коррекции | ||||
1.15 | Царство фильтров | |||
Инструмент галерея фильтров | ||||
Фильтры группы Имитация | ||||
Группа фильтров Размытие | ||||
Группа фильтров Улучшения | ||||
Группа фильтров Искажения | ||||
Группа фильтров Шум | ||||
Группа фильтров Свет и тень | ||||
Группа фильтров Выделение края | ||||
Группа фильтров Общие | ||||
Группа фильтров Объединения | ||||
Группа фильтров Декорация | ||||
Группа фильтров Карта | ||||
Группа фильтров Визуализация | ||||
1.16 | Творческие работы | |||
Adobe Photoshop для цифровых фотографий | ||||
2.1 | Первые шаги. Загрузка фотографий. Сохранение на диске. | |||
2.2 | Простые способы редактирования | |||
Обрезка фотографий | ||||
Тоновая коррекция | ||||
Изменение яркости и контрастности | ||||
Увеличение резкости фотографии | ||||
Цветовая коррекция | ||||
2.3. | Ретуширование фотографий | |||
Восстановление потерянных фрагментов. 1 способ | ||||
Восстановление потерянных фрагментов. 2 способ | ||||
Удаление морщин | ||||
2 способа устранения «красных глаз» | ||||
2.4 | Рамки и виньетки | |||
Виньетки для фотографий (2 способа) | ||||
Третий способ создания виньетки | ||||
Творческая работа «Пейзаж» | ||||
Рамки для фотографий | ||||
Творческая работа «Автопортрет» | ||||
2.5. | Коллажи, спецэффекты, карикатуры и другая обработка фотографий | |||
Эффект сепии для тонирования фотографий | ||||
Художественная доводка фотографий | ||||
Художественная обработка фотографий | ||||
Отмена сделанных изменений | ||||
Надписи на фотографиях | ||||
Творческая работа на свободную тему | ||||
Коллажи | ||||
Карикатуры | ||||
Творческая работа «Дружеский шарж» | ||||
Автоматизация работы. Менеджер файлов Adobe Brige | ||||
Просмотр фотографий с помощью Adobe Brige | ||||
Поиск файлов по ключевому слову. Открытие фотографии. | ||||
Печать фотографий | ||||
Анимация в GIMP | ||||
Фильтры Анимация, Веб | ||||
Практическая работа «Прыгающий текст» | ||||
Инструмент трансформации Warp | ||||
Практическая работа «Конвертик» | ||||
Фоны, фоновые рисунки | ||||
Итоговое занятие, презентация работ | ||||
Всего за учебный год: |
Литература для учащихся.
1. Антошин М.К. Учимся рисовать на компьютере. – М.; АЙРИС-пресс, 2007. – 160с.: илл.
2. Донцов Д. Fotoshop. Лёгкий старт. – СПб.: Питер, 2005. – 144с.:ил.
3. Дуванов А.А. Рисуем на компьютере. Практикум. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2005. – 144с.: ил.
4. Кондратьев Г.Г. Фотоприколы с помощью Photoshop: учимся весело! - СПб.: Питер, 2007. – 447с.: илл.
5. Мак-Клелланд Дик. Photoshop 6 для «Чайников».: Пер. с англ.: - М.: Изд. Дом «Вильямс», 2001.-368с.: ил.
6. Симонович С. Занимательный компьютер. Серия Занимательные уроки. Для детей, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС 1999.
7. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей – М.: - Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 288с.: ил.
8. СD Самоучитель Adobe Fotoshop. ООО «Мультисофт», Россия, 2005.
Литература для учителя.
1. Волкова Т., Алешина К. Photoshop CS3: новые возможности и эффекты. - СПб.: Питер, 2007.- 192с.: илл.
2. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя., - М,: Вита-Пресс, 2001.-88с.
3. Гун Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых., - СПб.: Изд Дом Нева, 2003.-128с.
4. Делла-Росса Рудольф, Делла-Росса Александр. Adobe Fotoshop для художников., - СПб.: БХВ-Петнрбург, 2003.- 592с.:ил.
5. Крымов Б.У. Adobe Photoshop для цифровых фотографий. – М.: Триумф 2006. – 240с.: илл.
6. Ковтанюк Ю.С. Моя первая книга о Corel Draw 12. – М.: Эксмо, 2006. – 432с.: илл.
7. Симонович С. Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002. – 336с.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.-272с.(Метод. биб-ка.)
9. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. Кн. для учителя.- М.: Просвещение 1989.