Оцениваемый тактический вариант часто сравнивают с наилучшим вариантом тактики. В роли такого наилучшего варианта могут
выступать:
1) индивидуально оптимальная тактика, найденная экспериментально, методом «проб и ошибок»;
2) тактика спортсмена или команды более высокого класса, например, тактика чемпиона;
3) оптимальная тактика, найденная путем ее моделирования.
Недостаток в первом случае связан с тем, что тактика зачастую представляет собой неудобный объект для экспериментирования. Ведь нельзя же, действительно, повторять раз за разом один и тот же спортивный поединок! Во втором случае также есть недостаток:
тактика одного спортсмена (или команды) может совершенно не подходить другим. Поэтому более перспективны способы отыскания рационального варианта, в основе которых лежит моделирование тактики (особенно имитационное моделирование на ЭВМ).
Имитационным моделированием называется создание модели* реальной системы и экспериментирование с этой моделью с целью понять закономерности поведения системы либо оценить эффективность различных вариантов ее поведения. Само слово имитировать означает вообразить, постичь суть явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте. При имитационном моделировании экспериментирование с реальным объектом (например, со спортсменом) заменяется экспериментами с моделью, реализованной на ЭВМ. В результате сила человеческого разума объединяется с. мощью современной вычислительной техники.
Имитационные модели отличаются двумя особенностями:
1) возможностью многократно воспроизводить моделируемые процессы (например, лыжную гонку) на ЭВМ и путем такого машинного эксперимента решать задачи оптимизации (например, находить тактический вариант, наиболее рациональный для данных профиля дистанции и условий скольжения);
2).возможностью использовать как математические уравнения и неравенства, так и качественные, логические соотношения.
Первые имитационные модели тактики были созданы в начале 50-х годов в военных целях. В их числе механическая модель воздушного боя, на которой каждый вариант боя проигрывался за три часа. Изготовленный позднее электронный вариант модели воспроизводил воздушный бой в 10 000 раз быстрее — за 1 с машинного времени. Первой имитационной моделью спортивной тактики была модель игры в бейсбол, оперировавшая позициями игроков и такими элементами игры, как подача, удар по мячу, борьба за
• Моделью называется аналог реальной системы (мысленный или математический).
Рис. 83
Модель соревновательной деятельности в видах спорта циклического характера
^ мяч и т. д. Модель давала оценку различных тактических вариантов, профессионального!
умения игроков и качества игры команд. |
На рис. 83 приведено исходное описание современной модели соревновательной де»1:| тельносги в видах спорта циклического характера. Трасса соревнований условно разбивается на конечное число (л) участков. Используются следующие обозначения: 5',...,,< Sn— протяженность каждого участка; Гц..., Тп — показатели, характеризующие условия! передвижения на отдельных участках (например, в лыжных гонках — крутизна подъемов' и спусков); Vi,..., Vn— скорости передвижения спортсмена на каждом участке; Ро, i pi,..., Рд — показатели, характеризующие физическую работоспособность (или стеч пень утомления) спортсмена в моменты пересечения границ участков, включая уро-' вень физической работоспособности на старте (Ро).