Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
В зависимости от назначения и содержания выделяют следующие виды стандартов:
· основополагающие;
· на продукцию и услуги;
· на работы (процессы);
· на методы контроля.
Основополагающий стандарт — нормативный документ, имеющий широкую область распространения и содержащий общие положения для определенной области.
Основополагающие стандарты в широком смысле охватывают объекты межотраслевого значения: к ним можно отнести систему государственной стандартизации, систему конструкторской документации, термины межотраслевого значения. В узком смысле основополагающий стандарт определяет общие положения в общей цепочке стандартов конкретной системы.
Основополагающие стандарты включают основополагающие организационно-методические стандарты и основополагающие общетехнические стандарты. Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности (например, ГОСТ Р 1.0 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»). Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции (научно-технические термины, условные обозначения различных объектов стандартизации, требования к построению и изложению документации различных видов и т. п.).
|
|
Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуге). Под однородной продукцией понимается совокупность продукции, характеризующейся общностью назначения, области применения, конструктивно-технологического
решения, номенклатуры основных показателей качества (велосипеды, швейные изделия, консервы). Стандарты на продукцию (услугу) в общем случае включают следующие разделы: классификация; основные параметры и/или размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка; упаковка; транспортирование и хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты правил приемки, стандарты правил маркировки и др.
Стандарты па работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги). Цель разработки подобных стандартов — обеспечение технического единства и оптимальности при разработке, изготовлении, хранении, транспортировании, эксплуатации и утилизации продукции. Стандарты на работы (процессы) могут устанавливать требования к технологическим операциям, имеющим самостоятельное значение, а также к совокупности последовательно выполняемых технологических операций. Объектами стандартов на процессы являются, в частности:
|
|
· методы автоматизированного проектирования продукции и информационного обслуживания;
· методы блочно-модульного конструирования;
· принципиальные технологические схемы изготовления продукции и др.
Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования к безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды при проведении технологических операций. На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг): управление документацией, закупками, подготовкой кадров и т. п.
Стандарты па методы контроля (испытания, измерений, анализа) в первую очередь предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, четко сформулированными и должны обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих требований в значительной степени зависит от наличия в стандарте необходимых сведений о точности измерений. С учетом специфики проведения испытаний и контроля в стандартах устанавливаются:
· средства испытаний (контроля) и вспомогательные устройства;
· порядок подготовки к проведению испытаний (контроля);
· порядок проведения испытаний (контроля);
· правила обработки результатов испытаний (контроля);
· правила оформления результатов испытаний (контроля);
· допустимая погрешность испытаний (контроля).
В стандартах на методы контроля устанавливаются методы контроля как одного показателя нескольких групп однородной продукции, так и комплекса показателей групп однородной продукции.
Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования к безопасности продукции (услуги) и методы контроля безопасности.
Статус стандарта, зависящий от сферы действия, называется категорией стандарта. Далее рассмотрены особенности отдельных категорий стандартов.
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России). В области строительства ГОСТ Р принимается Госстроем России.
Государственные стандарты РФ распространяются на субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, а также на граждан, занимающихся индивидуальной деятельностью. К объектам государственных стандартов РФ относят:
· организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;
· продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.
При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
|
|
При стандартизации продукции (услуг) в государственные стандарты включают обязательные требования к качеству продукции (услуги), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость; методы контроля соответствия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасного использования продукции.
Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр, обозначающих год принятия (ГОСТ Р хххх—хх). В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов.
Стандарты, отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено утверждение единых НД, в том числе ОСТ, по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.
Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) разрабатывают для двух видов объектов: организационно-технических и общетехнических объектов, а также продукции, процессов и услуг. Объекты ОСТ имеют отраслевое значение.
Стандарты отраслей разрабатываются в случае отсутствия государственных стандартов или при установлении более высоких требований, чем требования государственных стандартов. Требования стандартов отраслей не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов.
|
|
Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки картонные для рыбной продукции (картонные коробки вообще являются объектами ГОСТ); рабочая обувь для работников мясомолочных предприятий (тогда как обувь кожаная и резиновая является объектом ГОСТ).
Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО являются:
· принципиально новые виды продукции и услуг; а новые, передовые методы испытаний;
· нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения продукции и новые принципы организации и управления производством.
Общественные объединения, занимающиеся этими вопросами, преследуют цель распространения через свои стандарты заслуживающих внимания и перспективных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований. Для отечественной стандартизации СТО. является новой категорией стандарта, но за рубежом она используется давно. Большое распространение эта категория стандарта получила в США. Наиболее влиятельным инженерным обществом является Американское общество по испытаниям и материалам (АSТМ). В обществе состоят индивидуальные члены, компании, научно-исследовательские институты, учебные заведения. Работой общества руководит совет директоров. АSТМ издает журнал «Исследования свойств материалов и стандарты», издает свои стандарты отдельными брошюрами и сборниками, Стандартизация в области транспортных средств (автомобилестроение, самолетостроение и пр.) осуществляется Американским обществом инженеров транспорта (SАЕ).
Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний — это результат научно-исследовательских работ. Разработку соответствующих стандартов раньше (в СССР) организовывали отраслевые министерства. Сейчас эта функция должна перейти к научно-техническим и инженерным обществам. Задачи, связанные с разработкой новых химических методов, будут решать специалисты из Российского химического общества, задачи из области строительства будут решать специалисты Российского научно-технического союза строителей. Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух цифр, обозначающих год утверждения стандарта. Пример: СТО РОО 10.01-95, где РОО — Российское общество оценщиков.
Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются на создаваемые и применяемые в основном на данном предприятии продукцию, услуги, процессы. Требования, устанавливаемые в СТП не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов и стандартов отраслей. Объектами СТП являются:
· разрабатываемая на данном предприятии продукция, ее составные части, технологическая оснастка и инструмент;
· технологические процессы, общие технологические нормы и требования к ним; О услуги, оказываемые внутри предприятия;
· процессы организации и управления производством.
Таким образом, основное назначение СТП — решение внутренних задач предприятия. Для решения внутренних задач предназначены и стандарты организаций, которые должны заменить СТП.
Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов и т. п. ТУ имеют двойной статус как документа нормативного и технического. Согласно государственной системе стандартизации (ГСС) РФ, ТУ на поставляемую продукцию используют в роли НД, если на них делаются ссылки в договорах и контрактах, с другой стороны, в соответствии с законом «О стандартизации» ТУ были отнесены к техническим, а не нормативным документам.
В ТУ устанавливают требования к конкретной продукции (услуге, процессу). Требования ТУ не должны противоречить обязательным требованиям государственных (национальных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию, но могут дополнять и ужесточать установленные в них требования.
Обозначение «ТУ» предприятие-разработчик присваивает продукции в соответствии с принятым им порядком обозначения ТУ. Разработчик ТУ принимает их без указания срока действия, за исключением особых случаев, когда заинтересованность в ограничении срока действия проявляет заказчик (потребитель) продукции.
В качестве нормативного документа может выступать комплекс стандартов, который объединяет взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Подобные комплексы стандартов, согласно общероссийским классификаторам, представляют собой системы стандартов межотраслевого значения. Номер системы обозначается цифрой после аббревиатуры ГОСТ. Примерами межгосударственных и государственных систем стандартов являются:
· ГОСТ Р 1 — государственная система стандартизации Российской Федерации;
· ГОСТ 2 — единая система конструкторской документации (ЕСКД);
· ГОСТ 3 — единая система технологической документации (ЕСТП);
· ГОСТ (ГОСТ Р) 8 — государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
· ГОСТ 12 — система стандартов безопасности труда (ССБТ);
· ГОСТ 14 - единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).
Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 функции национального органа РФ по стандартизации возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Ранее эти функции были возложены на Госстандарт России.
Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации, проводящих экспертизу проектов стандартов. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), то есть создавать технические регламенты. В частности, роль технических регламентов выполняют санитарные правила и нормы (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП), вводимые Госстроем России; государственные образовательные стандарты Министерства образования Российской Федерации и пр.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной степени независимо от страны и/или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и/или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.