Информационные ресурсы. Средства массовой коммуникации

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе;это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство: это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информация как ресурс обладает целым рядом уникальных свойств:

- информацией можно делиться; отдавая информацию, ее не теряешь.

- информация при употреблении, в отличие от физических ресурсов, не убывает, а имеет тенденцию к возрастанию;

- свободный поток информации максимизирует ее использование;

- информация не изнашивается от употребления;

- информация легко транспортируется, особенно с помощью новых информационных технологий;

- информация может увеличивать стоимость материалов, объектов, процессов и свою собственную.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

o предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

o выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

o получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

o организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);

o выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Подготовка и оказание информационных услуг:

o связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;

o и обработка данных в вычислительных центрах;

o программное обеспечение;

o разработка информационных систем;

o разработка информационных технологий.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

o 1–й сектор – деловая информация.

o 2–й сектор – информация для специалистов.

o 3–й сектор – потребительская информация.

o 4–й сектор – услуги образования.

o 5–й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: