Зуб зубчатого колеса является основным его элементом. Профиль зуба—линия, в которую проецируется боковая поверхность зуба, представляет собой эвольвенту или циклоиду. В соответствии с ГОСТ 2.402—68 (СТ СЭВ 286—76) зубья зубчатых колес на чертежах, в продольных осевых сечениях и разрезах изображают условно неразрезанными, т. е. не заштриховывают. На видах проводят окружности по выступам зубьев сплошной основной линией, а по впадинам проводят тонкой сплошной линией или не проводят совсем.
Делительная окружность d (рис. 474, 475) зубчатого колеса — один из основных параметров расчета колеса. На чертеже она, как и образующие делительного цилиндра, проводится тонкой штрихпунктирной линией. Центр этой окружности совпадает с центром колеса.
Делительная окружность делит зуб по высоте (высота зуба Н) на две неравные части: ножку hf и головку ha (рис. 474, 475).
По делительной окружности измеряют толщину зуба , ширину впадины и окружной делительный шаг зацепления .
Шагом зубчатого колеса является расстояние между двумя одинаковыми точками двух соседних зубьев, измеренное по делительной окружности (рис. 474,6): = + . Если шаг зубчатого колеса умножить на число зубьев колеса (z), то получится длина делительной окружности ( ∙z)=πd
|
|
Отношение шага зацепления к числу π( /π) называют модулем зацепления.
Модуль является основным расчетным параметром зубчатых колес. Иначе модуль можно определить как часть диаметра делительной окружности, приходящейся на один зуб, т. е. т=d/z. Модуль выражается в миллиметрах.
ГОСТ 9563—60 (СТ СЭВ 310-76) предусматривает два ряда модулей (табл. 16). При выборе модуля предпочтение следует отдавать модулям первого ряда.
Два колеса, находящихся в зацеплении, имеют одинаковый модуль. По модулю и количеству зубьев выбирают инструмент для изготовления зубчатого колеса.
Многие размеры зубчатых колес зависят от модуля этого колеса(рис. 474, 476):
высота зуба колеса h = 2,25 m; высота ножки зуба hf= 1,25m; высота головки зуба ha= m; диаметр делительной окружности d = m∙z; диаметр окружности выступов da = m(z + 2); диаметр окружности впадин df = d — 2,5т. Диаметр отверстия под вал определяют расчетом, но иногда его размер берут приближенно в зависимости от диаметра колеса. Диаметр отверстия под вал dB = 0,2∙da; диаметр ступицы dCT = (1,6... 2)dB. Для стальных обработанных ступиц обычно берут меньшую величину, для чугунных необработанных — большую. Длина ступицы l ст= (1,2... 1,5) dB или 1,1... 1,26; длина зуба (ширина венца зубчатого колеса) b = 6...8 m; толщина диска k = 0,3b; толщина обода венца е= (2... 3) т. Зная е, можно определить диаметр обода do6. Диаметр центровой окружности облегчающих отверстий D = 0,5 (do6 + dCT), а диаметры облегчающих отверстий dOTB = 0,25 (do6 —dCT).
|
|
Установленная взаимная зависимость диаметров (окружность впадин, выступов и делительная окружность), модуля и количества зубьев позволяет производить необходимые расчеты при выполнении чертежей и эскизов зубчатых колес. Другие конструктивные размеры элементов ступицы, диска и прочие приведены для справок при вычерчивании зубчатого зацепления. При деталировании или съемке эскизов с натуры эти размеры зубчатых колес берутся непосредственно с эскизируемого колеса или по чертежу.
16.Модули | ||||||||||||||
1-й ряд | 1,25 | 1,5 | 2,5 | |||||||||||
2-й ряд | 1,125 | 1,375 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 5,5 |
Рабочие чертежи цилиндрических зубчатых колес выполняют в соответствии с ГОСТ 2403—75 (СТ СЭВ 859—78). На рабочих чертежах зубчатых колес должны быть проставлены: диаметр окружности выступов, ширина зубчатого венца, размеры фасок или радиусов закругления на торцовых кромках цилиндра выступов и другие необходимые для выполнения колеса размеры. В правой верхней части чертежа помещается таблица параметров зубчатого венца колеса. Размеры таблицы и ее расположение показаны на рис. 477. В первой части таблицы помещают основные данные для изготовления зубчатого венца, во второй — для контроля, в третьей — для справок. На учебных чертежах помещают сокращенную таблицу с указанием модуля т, числа зубьев z и диаметра делительной окружности d.