Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда

Длительное время функции государственного надзора и контроля за со­блюдением законодательства о труде и охране труда осуществляли профсою­зы, а также состоящая в их ведении инспекция труда.

В настоящее время в соответствии со ст. 22 «Закона об основах» общест­венный контроль в области охраны труда осуществляется профессиональны­ми союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а

также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсо­юзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодатель­ства об охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения без­ опасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их само­стоятельное расследование;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц ор­ганизаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных слу­чаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению
представлений об устранении выявленных нарушений требований ох­
раны труда;

- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обяза­тельств работодателей по охране труда, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установ­ленном Правительством Российской Федерации порядке;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с на­рушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмот­ренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изме­нениями условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требо­ваний охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностны­ми лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Постановлением Минтруда от 8 апреля 1994 года № 30 утверждены Ре­комендации по организации работы уполномоченного (доверенного)лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

При организации общественного контроля за охраной труда на пред­приятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками предста­вительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспек­ции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе зако­нов о труде Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных правовых актах, регла­ментирующих деятельность перечисленных органов.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сфе­ры их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и чис­ленности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном под­разделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллектив­ном договоре или ином другом совместном решении работодателя и предста­вительного органа работников.

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные ор­ганы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работника­ми представительных органов - каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут от­ветственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании тру­дового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения сро­ка действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требова­тельности по защите прав работников на охрану труда.

Основными задачами уполномоченных являются:

1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразде­лении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требо­ваниям норм и правил по охране труда.

Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

Представление интересов работников в государственных и обществен­ных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работо­дателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следу­ющие функции:

1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законода­тельных и других нормативных правовых актов об охране труда, состо­янием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

- соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

- правильностью применения ими средств коллективной и индивиду­альной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и со­держанием их в чистоте и порядке).

2 Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зда­ний, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответст­вие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной за­
щиты работников и разработке мероприятий по устранению выявлен­ных недостатков.

3 Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучше­нию условий труда работников.

4 Осуществление контроля за своевременным сообщением руководите­лем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отды­ха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и рабо­ты с вредными или опасными условиями труда.

5 Участие в организации первой помощи (а после соответствующего
обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного
случая на производстве.

6. По поручению профсоюзного органа или иного представительного
органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных
случаев на производстве.

7. Информирование работников подразделения, в котором они являют­ся уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопас­ности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

1 Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являют­ся уполномоченными, законодательных и других нормативных право­вых актов об охране труда.

2 Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотрен­ных коллективными договорами, соглашениями, результатами рассле­дования несчастных случаев.

3 Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в
эксплуатацию средств труда.

4 Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц
своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны
труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

5 Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ
в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

6 Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлече­нии к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нор­мативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

7 Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с из­менением условий труда, нарушением законодательства об охране тру­да, обязательств, установленных коллективными договорами или сог­лашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполно­моченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативны­ми и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: