Органы УБТ:
• Министерство труда и социального развития Российской Федерации
• Местная администрация -обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
• служба охраны труда предприятия, - контроль за соблюдением требований безопасности, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, и организует работу по улучшению условий и охране труда на предприятии.
• комитеты (комиссии) по охране труда- организуют совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений по охране труда.
Органы надзора и контроля:
• Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) - надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности.
• Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор) - надзор и контроль за правильностью устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов, сосудов под давлением, а также за безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых.
• Государственный санитарный и эпидемиологический надзор Министерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) - надзор за соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями гигиенических и санитарных норм и правил.
• Государственный энергетический надзор России (Госэнергонадзор) - надзор за правильностью устройства и безопасностью эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
• Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Атомнадзор) - надзор за соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источниками ионизирующих излучений.
• Пожарный надзор России (Роспожнадзор ) - надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.
Аттестация рабочих мест по условиям труда является одним из организационных методов обеспечения безопасности труда, контроля и экспертизы условий труда, основой сертификации предприятия на соответствие требованиям охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда – это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Проведение аттестации рабочих мест определяется «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» Минтруда России и включает в себя:
q гигиеническую оценку существующих условий и характера труда;
q оценку травмобезопасности рабочих мест;
q оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
По результатам инструментальных измерений уровня вредных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, вредные, опасные) и степень (1,2,3,4 степени) вредных условий труда по гигиеническим критериям (см.).
По результатам обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требованиям нормативных и правовых актов определяется класс условий труда по травмобезопасности (оптимальные, допустимые, опасные).
По результатам исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый трех степеней) и напряженности (оптимальный, допустимый, напряженный трех степеней) трудового процесса.
Результаты оценок оформляются актами и протоколами установленной формы. Аттестация проводится специально созданной аттестационной комиссией, которая оформляет результаты своей работы общим протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются все материалы аттестации и план мероприятий по улучшению условий труда. Основным выводом результатов аттестации каждого рабочего места является заключение о том, аттестовано, условно аттестовано или не аттестовано рабочее на соответствие требованиям охраны труда.
Результаты аттестации могут быть использованы для:
q планирования и проведения мероприятий по охране и улучшению условий труда;
q обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам (доплаты к тарифной сетке, молоко и лечебно-профилактическое питание, продолжительность рабочей недели и отпуска, льготное пенсионное обеспечение, режимы труда и отдыха, периодичность медицинских осмотров, возможность использования труда категорий работающих – женщин, молодежи и др.);
q решения вопроса о связи заболевания с профессией и установления диагноза профзаболевания;
q решения вопроса о прекращении эксплуатации отдельного рабочего места, подразделения;
q составления статистической отчетности по охране труда;
q применения административно-экономических санкций к должностным лицам, виновным в нарушении условий труда.
Аттестация проводится 1 раз в 5 лет. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции помещения, а также по требованию органов государственной экспертизы условий труда.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
Критерии, позволяющие классифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), порядок проведения расследования и учета несчастных случаев определены в «Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденном постановлением Правительства РФ № 279 от 11.03 1999 г.
В соответствии с этим положение расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:
· в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий труда, одежды и т.л. перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;
· при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при наличии соответствующего договора о его использовании в производственных целях;
· при следовании к месту командировки и обратно;
· при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель сменщик на автотранспортном средстве, механик рефрижераторной секции, проводник в поезде и т. п.);
· при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
· при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
· при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.
Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев. Поэтому работодатель обязан в течении суток сообщить о несчастном случае в исполнительный орган социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).
Первоочередные меры при несчастном случае. О несчастном случае пострадавший или очевидец сообщает непосредственному руководителю работ, который обязан организовать первую помощь, сообщить работодателю о несчастном случае, сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если, конечно, это не угрожает жизни и здоровью людей и не приведет к аварии. В случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку с помощью схем, фотографий и т.п.
При групповом несчастном случае (2 человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течении суток по форме, утвержденной Минтрудом России, обязан сообщить об этом территориальное подразделение Рострудинспекции, в прокуратуру по месту происшествия, в орган исполнительной власти субъекта РФ, в ведомственный орган по принадлежности организации, в организацию которая направила работника в организацию и ряд других.
Расследование несчастного случая проводит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в состав комиссии представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где произошел несчастный случай, запрещается. Состав комиссии утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом. Пострадавший может принять участие в расследовании несчастного случая.
Комиссия по результатам расследования в 3-х дневный срок оформляет акт по специальной форме (форма Н-1) в двух экземплярах, для застрахованных – в трех. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника на другую работу на 1 день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности, он утверждается руководителем и заверяется печатью. В 3-х дневный срок после утверждения акта работодатель обязан выдать один экземпляр пострадавшему, а при смерти пострадавшего – родственникам погибшего или их доверенному лицу (по требованию). 2-й экземпляр хранится в течении 45 лет в организации по основному (кроме совместительства) месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая.
Групповые, тяжелые и смертельные несчастные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти субъекта РФ и профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа, а кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании. Кроме того государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.
Анализ производственного травматизма является одним из инструментов управления охраной труда. Критериями состояния охраны труда являются такие показатели как: показатель частоты травматизма Кч, показатель тяжести травматизма Кт, показатель нетрудоспособности Кн, показатель частоты несчастных случаев с летальным (смертельным) исходом Кл.
Показатель Кч характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период времени (обычно за год):
Кч = .
Показатель Кт характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:
Кт = .
Показатель Кн комплексно учитывает частоту и тяжесть травм:
Кн = Кч Кт =.
Показатель Кл характеризует уровень принудительной смертности на производстве, приходящейся на 1000 работающих:
Кл =.
В указанных формулах Т – численность травмированных людей, С – среднесписочное число работающих, Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям, Nл – число летальных исходов в результате несчастных случаев на производстве.
Динамика показателей травматизма и нетрудоспособности определяет тенденцию изменения условий и охраны труда на предприятии и является основание для выработки управляющих решений для работодателя и вышестоящих организаций управления в области охраны труда.
Ответственность за нарушение требований по безопасности труда.
Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и правовых нормативных актов по безопасности труда определена в Федеральном законе «« Об основах охраны труда в Российской Федерации », Трудовом кодексе РФ, а также Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном Кодексе.
За нарушения работодателю и должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.
Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по вине должностных лиц допускаются нарушения правил и норм по охране труда, которые не влекут за собой тяжелых последствий, и не могли бы их повлечь. Дисциплинарная ответственность выражается в объявлении виновному лицу дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение).
Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. Правом налагать штраф обладают руководители государственных инспекций труда (до 100 минимальных размеров оплаты труда), государственные инспектора по охране труда (до 50 минимальных размеров оплаты труда), органы надзора и контроля. Размер штрафа определяется степенью нарушения правил и норм безопасности и охраны труда.
Материальная ответственность возникает, если по вине должностного лица предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб из-за нарушения норм и требований охраны труда. Материальный ущерб возникает, если в результате несчастного случая или профзаболевания, предприятие обязано выплатить пострадавшему, родственникам, органам социального страхования определенную денежную сумму. Эта денежная сумма частично или полностью может быть взыскана с виновных должностных лиц.
Кроме материальной ответственности виновных должностных лиц предусмотрена также ответственность предприятия (учреждения, организации). За невыполнение требований законодательства об охране труда и предписаний государственных органов надзора и контроля на предприятие налагаются штрафы, размер и порядок наложения которых определяется законодательством РФ и субъектов в составе РФ.
Уголовная ответственность возникает, если нарушения норм и правил безопасности и охраны труда могла или повлекли за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Уголовную ответственность несут лишь те виновные должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на соответствующих участках. Виновные могут наказываться лишением свободы на срок до 1 года, исправительными работами на тот же срок, штрафом до 500 минимальных размеров оплаты труда, увольнением с должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.