Класс паукообразные – Arachnoidea»

Продолжительность занятия- 90 мин.

Актуальность темы: Изучение типа членистоногих очень важно с точки зрения медицины, поскольку многие его представители являются переносчиками и возбудителями заболеваний человека, а некоторые - промежуточными хозяевами гельминтов. В последнее время особое внимание привлекают клещи домашней пыли, являющиеся широко распространёнными аллергенами и вызывающими аллергические реакции у людей.

Мотивация занятия: Знания, полученные в ходе изучения данной темы, будут необходимы при изучении таких клинических дисциплин как инфекционные заболевания с курсом эпидемиологии, педиатрии, терапии, а также в практической деятельности будущего врача.

Цель занятия:

В ходе изучения данной темы студенты должны знать:

- характерные черты строения представителей класса паукообразных, их жизненные циклы;

- распространение в природе, условия нападения на человека и меры профилактики.

В ходе изучения данной темы студенты должны уметь:

- идентифицировать клещей различных родов по личиночным, нимфальным и имагинальным стадиям.

Задание на самоподготовку:

Используя базовые знания из курса зоологии средней школы, учебную литературу по курсу биологии для мед.вузов, дополнительную научную литературу и лекции, необходимо знать к занятию следующие вопросы:

1. Характеристика типа членистоногие. Прогрессивные черты, способствующие распространению членистоногих.

2. Систематика членистоногих. Отряды и представители, имеющие медицинское значение.

3. Отряд клещи: характеристика и систематика (акариформные и паразитиформные). Представители, имеющие медицинское значение.

Морфофизиологическая характеристика клещей.

Клещи – специализированная группа паукообразных, имеющих очень мелкие размеры. Тело не разделено на отделы и не сегментировано, покрыто тонкой, легко растяжимой кутикулой, образующей складки. Ротовые органы обособлены в головку – гнатосому, состоят из хелицер (первой пары челюстей), педипальп (ногочелюстей) и верхней губы. Имеется 4 пары ходильных членистых конечностей (у личинки только 3). Дыхание происходит при помощи трахей или через покровы тела (кожное). Особенностью пищеварительной системы многих видов является наличие карманов среднего кишечника. ЦНС достигает высокой концентрации. Все ганглии слились в одну общую массу – мозг, окружающий пищевод.

Клещи раздельнополы. Самки и самцы отличаются размерами и длиной спинного щитка или характером уплотнения хитина. Большинство клещей размножаются яйцами, но есть и живородящие виды.

Развитие происходит с метаморфозом: яйцо – личинка – нимфа (м.б. несколько нимфальных стадий) – имаго. Переход из одной стадии в другую осуществляется путем линьки, которая может происходить как во внешней среде, так и на хозяине-прокормителе.

Клещи распространены во всех частях света и во всех средах обитания. По характеру питания они могут быть сапрофитами, некрофагами, потребителями микрофлоры, хищниками, паразитами, а также обитателями пищевых продуктов (муки, зерна) и бытовой пыли. У клещей, паразитирующих на теплокровных животных и человеке, встречаются все виды паразитизма: пастбищные и гнездово-норовые кровососы, постоянные эктопаразиты и вкожные паразиты.

Отряд Клещи (Acarina), включает три подотряда: акариформные, паразитиформные и сенокосцы. Последний п/отр немногочисленен и мало изучен, медицинского значения не имеют.

К п/отр акариформные принадлежат специализированные вредители зерна, фитофаги, сапрофаги и вкожные паразиты позвоночных и человека (чесоточный клещ и железница угревая). Этот п/отр включает семейства: тироглифоидные, саркоптовые, железничные, краснотелковые, пузатые и др.

К п/отр паразитиформные относятся большинство клещей-переносчиков возбудителей заболеваний человека. Наибольшее значение имеют три семейства: аргазовые, гамазовые, иксодовые. Исходной формой является хищник – почвенный обитатель. Некоторые паразитиформные клещи являются факультативными и облигатными гематофагами. По месту обитания могут быть гнездово-норовые, пастбищные, полостные паразиты и эктопаразиты. На территории Севера Европейской части России встречаются представители только двух семейств этого подотряда: иксодовые и гамазовые. Некоторые виды гамазовых кровососущих клещей, паразитирующие на домашних и синантропных птицах и грызунах, могут при массовом размножении нападать на человека, вызывая дерматиты (например, крысиный клещ – Ornythonissys bacoti).

Значение гамазовых клещей, как переносчиков заболеваний, пока не выяснено.

Семейство Иксодовые представлено в нашей области двумя родами Ixodes и Dermacentor, имеющими большое значение как переносчики заболеваний:

Семейство Иксодовые (Ixolidae)
Род Ixodes Род Dermacentor
I. persulcatus весенне-летний энцефалит, чума, ящур у животных, болезнь Лайма I. ricinus туляремия, клещевой сыпной тиф, клещевой энцефалит, шотландский энцефалит, болезнь Лайма D. pictus Туляремия, клещевой энцефалит, омская гемморагическая лихорадка D. silvarum клещевой энцефалит, клещевой сыпной тиф.
       

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково значение хитинизированной кутикулы у членистоногих?

2. На какие отделы делится тело членистоногих?

3. Количество ходильных ног у ракообразных, паукообразных и насекомых?

4. Основные факторы повышения двигательной активности членистоногих?

5. Назовите основные ароморфозы членистоногих, позволившие им подняться на более высокую ступень эволюции.

6. Особенности строения хитина у клещей.

7. Особенности сегментации тела у членистоногих.

8. Назовите адаптации у паразитиформных клещей, позволяющие им поглощать количество крови во много раз превышающее массу их тела.

9. Назовите семейства и роды паразитиформных клещей, встречающихся в лесной зоне. Какие заболевания они переносят?

10. Назовите акариформных клещей – возбудителей заболеваний человека.

Оснащение занятия: микроскопы, наборы постоянных микропрепаратов клещей различных родов, таблицы, влажные препараты клещей и ядовитых паукообразных, наборы рисунков.

На занятии выполнить следующие работы:

Работа № 1. Ротовой аппарат иксодового клеща.

Изучить препарат под малым увеличением микроскопа. Найти расширенное основание и вытянутый хоботок, образованный сближенными хелицерами и педипальпами. Обратить внимание, что в состав хоботка входит гипостом с острыми зубцами и прилегающие к нему со спинной стороны футляры с расположенными в них хелицерами. Препарат зарисовать.

Работа № 2. Клещи рода Ixodes (имагинальные стадии).

Изучить внешнее строение самца и самки через лупу и под малым увеличением микроскопа. Обратить внимание на расчленение тела и задний край брюшка (он гладкий, кутикула без рисунка), на отсутствие глаз. Рассмотреть строение конечностей, найти коготки и присасывательные подушечки. Обратить внимание, что анальная бороздка огибает анальное отверстие спереди. Между 3-4 парами ног на брюшной стороне найти половую щель.

Отметить признаки полового диморфизма: у самцов спинной щиток покрывает всё тело, у самок- только 1/3 часть, т. е. доходит до уровня последней пары ног. Препараты зарисовать в альбом.

Работа № 3. Стадии развития клещей рода Ixodes.

Изучить морфологию личинки и нимфы клеща рода Ixodes под малым увеличением микроскопа. Обратить внимание на размеры (нимфа мельче, чем взрослые клещи, но крупнее личинки), форму заднего края брюшка (гладкий) и расположение анальной бороздки (спереди), на отсутствие полового отверстия, размеры щитка и количество ходильных ног (у личинки-3 пары, у нимфы-4). Препараты зарисовать в альбом.

Работа № 5. Клещи рода Dermacentor (имагинальные стадии).

Изучить внешнее строение самца и самки под лупой и под малым увеличением микроскопа. Обратить внимание на эмалевый белый рисунок на спинном щитке. Найти глаза, расположенные на переднем конце тела со спинной стороны. На брюшной стороне на уровне 2 пары ног найти половую щель. Обратить внимание на расположение анальной бороздки (она окружает анальное отверстие сзади) и на задний край брюшка (он узорчатый, с довольно глубокими вырезками).

Препараты зарисовать в альбом.

Работа № 6. Стадии развития клещей рода Dermacentor.

Изучить препараты личинки и нимфы клеща рода Dermacentor. Обратить внимание на количество ходильных ног (3 и 4 пары соответственно), длину щитка, расположение анальной бороздки сзади и форму края брюшка. Отметить сходство видовых признаков у личинок, нимф и имагинальных стадий. Препараты зарисовать в альбом.

Работа №7. Железница угревая Demodex folliculorum.

Изучить на слайде строение железницы угревой. Обратить внимание на форму тела и редукцию ног.

Работа № 8. Чесоточный клещ Sarcoptes.

Изучить на слайде и микрофото морфологию чесоточного клеща. Обратить внимание на форму тела, строение ротовых конечностей и редукцию ходильных ног.

Работа № 9. Дифференциальная диагностика паразитиформных клещей.

Используя полученные знания и методический материал составить таблицу дифференциальной диагностики клещей родов Ixodes и Dermacentor.

Работа № 10. Ядовитые паукообразные.

Ознакомиться с внешним строением скорпиона и пауков (тарантула и каракурта) на фиксированном материале. Найти ядовитые железы.

Контроль сформированности практических умений.

1.Представить в виде таблицы диагностические признаки клещей родов Ixodes и Dermacentor (схема для ответа прилагается).

2.Защита протокола занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: