Класс Ленточные черви- Cestoidea »

Продолжительность занятия - 180 мин.(90+90).

Актуальность темы: определяется наличием на Европейском Севере и в других регионах России очагов заболеваний человека и животных, возбудителями которых являются цестоды (бычий и свиной цепни, лентец широкий, эхинококк и ряд других представителей).

Мотивация занятия: Знания, полученные в ходе изучения данной темы, будут необходимы при изучении таких клинических дисциплин, как инфекционные болезни, эпидемиология, терапия, педиатрия, а также при работе врачом общей практики, инфекционистом, педиатром и др.

Цель занятия:

В ходе изучения данной темы студенты должны знать:

- особенности строения половозрелых, личиночных стадий и яиц ленточных червей, паразитирующих у человека, а также особенности их жизненных циклов и принадлежность вызываемых различными цестодами заболеваний к определенным эпидемиологическим группам (по классификациям К. И. Скрябина и др., и экспертов ВОЗ).

В ходе изучения данной темы студенты должны уметь:

- дифференцировать половозрелые стадии цестод по сколексам, гермафродитным и зрелым членикам, а также по инвазионным для окончательного хозяина личинкам и яйцам,

- ставить лабораторный диагноз по препаратам яиц,

- решать ситуационные задачи на моделирование эпидпроцесса при цестодозах.

Задание на самоподготовку:

Используя базовые знания из курса зоологии средней школы (тема тип Плоские черви), учебные пособия по курсу биологии для студентов мед ВУЗов, дополнительную научную литературу и лекции, необходимо подготовить следующие вопросы:

1. Характеристика класса Ленточные черви.

2. Особенности строения половозрелых и личиночных стадий, а также жизненные циклы цестод, паразитирующих у человека:

- бычьего и свиного цепней,

- карликового цепня,

- цепней эхинококка и альвеококка,

-широкого лентеца.

3. Особенности циркуляции возбудителей различных цестодозов (тениоза, тениаринхоза, эхинококкоза, дифилоботриоза и др.) в природных и синантропных очагах (источники инвазии, факторы передачи инвазии, способы инвазирования человека).

4. Заполнить в альбоме таблицу: “ Сравнительная характеристика цестод, паразитирующих у человека” (схема прилагается).

Особенности строения ленточных червей: тело уплощенное в дорсовентральном направлении, напоминает ленту, суживающуюся к переднему концу. Различают три отдела: головку, несущую органы прикрепления, шейку – зону роста и стробилу, состоящую из члеников – проглоттид. Покров тела – тегумент - выполняет защитную функцию и функцию всасывания питательных веществ.

Пищеварительная система отсутствует.

Протенефридиальная выделительная система имеет два центральных выделительных канала, проходящих вдоль всего тела латерально.

Нервная система типична для плоских червей.

Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.

Гермафродитная половая система имеет метамерное строение. В каждом членике имеется набор женских и мужских половых органов. Такие членики называются гермафродитными. У цепней в последних члениках стробилы остается только разветвленная матка, заполненная яйцами. Такие членики называются зрелыми. Особенностями строения женской половой системы у цестод являются наличие влагалища как самостоятельного органа и отсутствие семяприемника. (Вспомните строение женской половой системы у сосальщиков).

Особенности биологических циклов ленточных червей.

Расселительными стадиями являются яйца, которые формируются в матке червей и выделяются наружу вместе с испражнениями дефинитивного хозяина (у цепней вместе с конечными зрелыми члениками).

Большинство ленточных червей – биогельминты. Промежуточными хозяевами для них служат водные (лентецы) и наземные (цепни) животные. Для некоторых (эхинококк, альвеококк, свиной цепень) промежуточным хозяином может быть человек.

Личиночные стадии две (цепни) или три (лентецы). Первая, формирующаяся в яйце личинка, называется онкосфера.

Инвазионной для окончательного хозяина личинкой является финна. Форма и строение финн у разных цестод различны. У цепней финны имеют вид пузырьков с ввернутыми внутрь головками, заполненных жидкостью. У лентецов финна – плероцеркоид - напоминает головку взрослого паразита.

Заболевания, вызываемые ленточными червями у человека (цестодозы), являются алиментарными биогельминтозами – зоонозами (эхинококкоз, альвеококкоз), антропозоонозами (дифиллоботриоз), и антропонозами (тениидозы и гименолепидоз).

Представители класса Cestoidea, паразитирующие у человека:

А. Отряд ЦЕПНИ:

1. Taenia solium,

2. Taeniarhynchus saginatus,

3. Hymenolepis nana,

4. Echinococcus granulosus,

5. Alveococcus multilocularis

Б. Отряд ЛЕНТЕЦЫ:

1. Diphyllobothrium latum,

2. Diphyllobothrium dendriticum.

Из представителей ленточных червей наиболее важное значение в патологии человека на Севере имеют цепни эхинококк и альвеококк а также лентец широкий.

Цепни эхинококка и альвеококка относятся к семейству тениид, как бычий и свиной цепни. Но в отличие от них это очень мелкие цестоды с длиной стробилы от 1,3 до 6 мм. Цепни вооружены двойным венчиком крючьев, которые вместе с 4-мя присосками образуют аппарат фиксации. Количество члеников 3-4. Предпоследний - гермафродитный членик - сходен по анатомическому строению с гермафродитным члеником бычьего цепня. Последний членик зрелый, по размерам превосходит все остальные вместе взятые. Строение зрелой матки является одним из отличительных признаков эхинококка и альвеококка.

Эхинококкоз и альвеококкоз – алиментарные биогельминтозы – зоонозы с природной очаговостью. Окончательными хозяевами этих гельминтов, в кишечнике которых паразитируют половозрелые цестоды, являются представители семейства псовых, хищные и плотоядные млекопитающие. Промежуточными хозяевами для эхинококка в синантропных очагах являются домашний олень, овцы, крупный рогатый скот, свиньи, а в природе - дикие олени. Для альвеококка в природных очагах промежуточными хозяевами служат мышевидные грызуны (тундровый лемминг, полевки-экономки).

Для обоих цепней человек – промежуточный хозяин и слепая ветвь. У человека в различных органах, чаще в печени и легких, паразитируют финны эхинококка и альвеококка, размер которых может достигать яблока или детской головки.

Важной биологической особенностью этих гельминтов, способствующей их распространению, является активное отхождение зрелых члеников, которые могут перемещаться по шерсти животных, загрязняя её яйцами. С шерсти животных яйца стряхиваются на траву, мох и попадают к промежуточному хозяину.

Группой с повышенным риском заражения этими инвазиями являются пастухи-оленеводы, чабаны, охотники и члены их семей, живущие вместе с ними.

Широкий лентец – самый длинный из леточных червей, паразитирующих у человека. Длина его стробилы от 1,5 до 10-20 м., количество члеников до 4000 и более. Органами фиксации служат ботрии, которые являются одним из отличительных признаков лентецов от цепней. Как и у других крупных цестод стробилляция идет от шейки. Первые членики – молодые, не содержат половой системы. Затем идут гермафродитные членики, строение которых у лентецов также отлично от цепней. Последние членики у лентецов, в отличие от цепней, сохраняют гермафродитное строение, что обусловлено особенностями строения их матки (открытый тип). Лентецы характеризуются очень высокой яйцепродукцией. Яйца трематодного типа с крышечкой. Развитие лентецов связано с водной средой и с водными организмами.

Дифиллоботриоз – алиментарный биогельминтоз, антропозооноз с природной очаговостью. Возбудителем заболевания в природных очагах является лентец чаек, дополнительными хозяевами – сиг, омуль, возможно, пелядь.

Основным источником инвазии в синантропаных очагах является больной человек, выделяющий яйца во внешнюю среду; в природных – чайки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как отдифференцировать гермафродитные членики бычьего и свиного цепней?

2. Почему нельзя ограничиваться обнаружением яиц в фекалиях при постановке лабораторного диагноза на тениоз (тениаринхоз)? Как можно отдифференцировать эти инвазии?

3. Назовите факторы передачи человеку тениоза, тениаринхоза и гименолепидоза.

4. К какой эпидемической группе по классификации К. И. Скрябина и др. относится гименолепидоз? Почему?

5. По каким морфологическим признакам можно отличить цепней и лентецов?

6. Для каких цестод человек является промежуточным хозяином? Где локализуются и что собой представляют их личиночные стадии?

7. Какие группы населения чаще поражаются дифиллоботриозом? Эхинококкозом? Альвеококкозом? Почему?

8. Для каких цестодозов могут формироваться природные очаги? Между какими видами окончательных и промежуточных хозяев происходит циркуляция их возбудителей в природе?

Оснащение занятия: микроскопы, лупы, микропрепараты, влажные препараты, рисунки, таблицы.

На занятии выполнить следующие работы:

Работа № 1. Гермафродитные членики бычьего - Taeniarhynchus saginatus и

свиного - Taenia solium цепней.

Изучить под малым увеличением микроскопа или под окуляром микропрепараты гермафродитных члеников бычьего и свиного цепней. Найти органы мужской половой системы: семенники в виде фолликулов, разбросанные по всей проглоттиде, семявыносящие канальцы и семяизвергательный канал, открывающийся в половую клоаку, которая расположена сбоку членика (справа или слева). Найти органы женской половой системы: желточники (в задней части членика), яичник, имеющий вид гроздевидных образований и открывающийся в оотип, мешковидную матку, также открывающуюся в оотип и влагалище, соединяющее оотип с половой клоакой.

Обратить внимание на сходство в строении гермафродитных члеников этих цепней. Найти единственное отличие- третью дольку яичника у свиного цепня, расположенную между маткой и влагалищем.

Препараты зарисовать, отметив все вышеназванные структуры и отличительные особенности.

Работа № 2. Зрелые членики бычьего и свиного цепней.

Изучить под окуляром зрелые членики бычьего и свиного цепней. Обратить внимание, что в них присутствует только разветвленная, наполненная яйцами матка. Все остальные органы редуцированы. Подсчитать количество ответвлений у матки с одной стороны, обратить внимание на их особенности.

Отличительными признаками зрелых члеников бычьего и свиного цепней являются не только количество ответвлений матки, но и их форма (у бычьего цепня - более тонкие и длинные).

Препараты зарисовать, отметив их отличия.

Работа № 3. Яйца (онкосферы) тениид.

Изучить под малым и большим увеличением микроскопа строение онкосфер тениид. Обратить внимание на округлую форму и радиально исчерченную оболочку. Следует помнить, что онкосферы бычьего и свиного цепня практически неотличимы. Препараты зарисовать.

Работа № 4. Финны бычьего и свиного цепней.

Изучить под малым увеличением микроскопа строение финны бычьего и свиного цепней, обратить внимание на их отличия. Финны обоих цепней типа цистицерк, имеют одну ввёрнутую головку, несущую те же органы прикрепления, что и взрослые цестоды (у бычьего цепня- 4 присоски, у свиного- 4 присоски и венчик крючьев).

На препаратах головки вывернуты из пузырька, видна складчатая шейка, на конце которой находится сморщенный пузырек.

Препарат зарисовать, отметив отличия.

Работа № 5. Жизненный цикл свиного цепня.

Пользуясь схемами и полученными знаниями, зарисовать жизненный цикл свиного цепня. Показать путь, приводящий к цистицеркозу человека (аутоинвазия).

Работа № 6. Карликовый цепень - Hymenolepis nana - тотальный препарат.

Изучить тотальный препарат карликового цепня под малым увеличением микроскопа. На головке под большим увеличением микроскопа найти венчик крючьев, расположенный на втяжном хоботке.

Препарат зарисовать, отметив головку, органы прикрепления, шейку, стробилу.

Работа № 7. Цепни эхинококка и альвеококкка - Echinococcus granulosus и

Alveococcus multilocularis.

Изучить под малым увеличением микроскопа половозрелые стадии эхинококка и альвекокка. Подсчитать количество члеников. Рассмотреть органы прикрепления (4 присоски и двойные венчики крючьев) и строение гермафродитного членика (обратить внимание на его сходство с члеником бычьего цепня).

Препараты зарисовать, отметить все структуры.

Работа № 8. Финна эхинококка.

Изучить влажные препараты финн и микропрепараты из содержимого эхинококковых пузырей от человека и животных. Найти зародышевые сколексы (гидатидозный “ песок”, содержащийся в жидкости).

Зарисовать в разрезе эхинококковый пузырь, обозначить все его структуры.

Работа № 9. Гермафродитный членик широкого лентеца - Diphyllobotrium

latum.

Изучить готовый окрашенный препарат при помощи окуляра, а также при малом увеличении микроскопа. Найти яичник, матку, желточники, расположенные по бокам членика, половую клоаку, расположенную вверху членика, семенники, семяизвергательный канал и циррус. Сосчитать количество петель матки, найти отверстие матки на брюшной стороне членика. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 10. Головка широкого лентеца (срез).

Изучить под малым увеличением микроскопа срез головки широкого лентеца в области ботрий. Обратить внимание на глубину ботрий, их края. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 11. Яйца широкого лентеца.

Изучить препарат под малым увеличением микроскопа. Обратить внимание на сходство яиц широкого лентеца и печёночного сосальщика (трематодный тип яиц). Найти крышечку и бугорок. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 12. Жизненный цикл широкого лентеца.

Используя руководство и таблицы, изучить жизненный цикл широкого лентеца. Зарисовать его в виде схемы.

Работа № 13. Сравнительная характеристика ленточных червей.

Заполните таблицу по предлагаемой схеме (см. приложение).

Контроль сформированности практических умений:

а) диагностика «немых» препаратов,

б) решение ситуационных задач,

в) заполнение таблиц: 1) «Сравнительная характеристика эхинококка и альвеококка», и 2) «Отличия цепней от лентецов»,

г) тестовый контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: