ТЕМА: «Тип Членистоногие. Класс насекомые. Бытовые насекомые»

Продолжительность занятия – 90 мин.

Актуальность темы: определяется широким распространением и медицинским значением эпидемиологической группы «бытовые насекомые», куда относятся отряды Вшей (Anoplura), блох (Aphaniptera), клопов (Hemiptera), таракановых (Blattoiddea) и семейство мух (Muscidae).

Мотивация занятия: знания, полученные в ходе изучения данной темы, будут необходимы при изучении микробиологии, эпидемиологии, общей гигиены и в профессиональной деятельности врача.

Цель занятия:

В ходе изучения темы студенты должны знать:

- характерные черты строения представителей класса Насекомые;

- особенности размножения и развития насекомых;

- эпидемиологическую классификацию насекомых;

- отряды насекомых, имеющие медицинское значение;

- особенности адаптации бытовых насекомых к условиям жизни;

- меры борьбы с бытовыми насекомыми.

В ходе изучения данной темы студенты должны уметь:

- дифференцировать различные виды вшей, блох, клопов и др. бытовых насекомых по имагинальным стадиям;

- решать ситуационные задачи на моделирование эпидпроцесса при трансмиссивных заболеваниях, и экологических болезнях, вызываемых насекомыми.

Задание на самоподготовку:

Используя базовые знания из курса зоологии средней школы, учебную литературу по курсу биологии для медВУЗов, дополнительную литературу и лекции, необходимо знать следующие вопросы:

1. Характеристика и систематика класса Насекомые. Прогрессивные черты в строении насекомых, позволяющие им занять господствующее положение среди беспозвоночных животных;

2. Отряды насекомых, имеющие медицинское значение;

3. Бытовые насекомые: вши, клопы, блохи, тараканы и синантропные мухи; особенности их строения и развития;

4. Медицинское значение различных видов насекомых и меры борьбы с ними.

Морфофизиологическая характеристика насекомых:

Тело насекомых разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Головные сегменты (их 5) несут 4 пары конечностей: 1-я пара – сяжки (антенны), 2-я и 3-я пары – челюсти (нижние - несут чувствительные щупики), 4-я - нижняя губа (сросшиеся нижние челюсти).

У насекомых в зависимости от образа жизни и способа питания могут быть различные типы ротового аппарата: грызущий, колюще-сосущий, лижущий и др. На голове имеется одна пара простых или фасеточных глаз.

Насекомые – шестиногие животные, у которых на грудных сегментах, развиваются кутикулярные складки – крылья. Каждому сегменту груди соответствует пара ходильных ног, которые состоят их 5 члеников. Сегменты брюшка конечностей не несут, за исключением видоизмененных в копулятивные придатки (церки, грифельки).

У насекомых очень сложная мускулатура, обеспечивающая очень быстрые движения. Хитин несет придатки – волоски, железистые щетинки, пахучие и ядовитые железы.

Из особенностей внутреннего строения следует отметить более прогрессивное строение ЦНС: слияние головных ганглиев в головной мозг, состоящий из 3 отделов: двух полушарий, зрительных долей и грибовидных тел.

Особенностью пищеварительной системы является наличие слюнных желез.

Выделительная система – мальпигиевы сосуды, впадающие в задний отдел кишечника. Органы дыхания – трахеи.

Кровеносная система слабо развита, не замкнута. Кровь – гемолимфа - не несет форменных элементов, а выполняет лишь трофическую функцию.

Развитие насекомых происходит с метаморфозом. У одних метаморфоз полный, с заменой на стадии куколки личиночных органов на органы имаго; у других – неполный (личинка похожа на взрослую особь, а стадия куколки отсутствует).

Эпидемиологическая классификация и медицинское значение насекомых.

I Бытовые насекомые II Возбудители заболеваний III Гнус

эктопаразитымеханические вольфартова муха отр. Diptera

переносчики (тканевые миазы) сем. Комары

- москиты временные постоянные тараканы, мухи

- клопы -вши комнатная муха - слепни

- блохи (род Phtirus, (алиментарные - мошки

(чума, род Pediculus) заболевания) мокрецы

туляремия, - сыпной и

крысиный возвратный тифы

сыпной тиф)

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите прогрессивные черты в строении нервной системы насекомых. В каких еще системах наблюдается морфофизиологический прогресс?

2. Какие эпидемиологические группы можно выделить в классе насекомых?

3. Дать определение эпидемиологической группы «бытовые насекомые».

4. Переносчиками каких заболеваний являются вши рода Pediculus? Как они заселяют их возбудителей человеку?

5. Какие заболевания переносят блохи? Расшифруйте механизм передачи блохами возбудителя чумы.

6. Какой вред человеку приносят клопы? Тараканы? Комнатная муха?

7. Перечислите наиболее популярные меры борьбы с блохами. Тараканами?

8. Что такое педикулез? Колтун?

9. Особенности яйцекладки у вшей, их плодовитость и продолжительность предимагинального развития.

10. Где откладывают яйца блохи? Чем питаются личинки блох? Повышенной чувствительностью к какому фактору они обладают?

Оснащение занятия: микроскопы, наборы микропрепаратов, демонстрационные микропрепараты имагинальных стадий, личинок, яиц бытовых насекомых, влажные препараты, таблицы, схемы, рисунки.

На занятии выполнить следующие работы:

Работа № 1. Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие.

Представить в виде таблицы особенности строения и развития членистоногих, позволяющие дифференцировать представителей различных классов (критерии и схема для ответа прилагаются).

Работа № 2. Эпидемиологическая классификация насекомых.

Представить в виде графа в альбоме классификацию насекомых по их медицинскому значению, выделив три основные группы: бытовые насекомые, гнус и возбудители болезней. Разделить эти группы на подгруппы по эпидемиологическому значению и местообитанию. В каждой группе назвать основных представителей.

Работа № 3. Отряд таракановые – Blattoidea,

Черный таракан - Blatta orientalis.

Ознакомиться с внешним строением черного таракана (самца и самки). Разобраться в расчленении тела таракана на голову, грудь и брюшко. На голове найти сложные фасеточные глаза и грызущие ротовые части. Обратить внимание, что грудь состоит из трех сегментов, а брюшко из – 10. На сегментах груди найти 3 пары бегательных ножек. У самца найти хорошо развитые крылья, церки и грифельки, а у самки - только церки.

Работа № 4. Ротовые органы черного таракана.

Рассмотреть грызущий аппарат черного таракана. Обратить внимание на особенности строения верхней и нижней губ, верхних и нижних челюстей. Найти нижнечелюстные и нижнегубные щупики. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 5. Отряд клопы – Hemiptera,

Постельный клоп - Cimex lectularius.

С помощью лупы и при малом увеличении микроскопа рассмотреть важнейшие особенности внешнего строения клопа. Найти стигмы по бокам брюшка. Обратить внимание на отсутствие крыльев и на отличие самки от самца (конец брюшка ассиметричен).

Работа № 6. Ротовой аппарат клопа.

Рассмотреть колюще-сосущий ротовой аппарат постельного клопа. Найти на препарате верхнюю и нижнюю губы, верхние и нижние челюсти. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 7. Яйцо клопа.

Рассмотреть препарат яйца клопа при малом и большом увеличении микроскопа. Обратить внимание на его форму и окраску. Найти крышечку. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 8. Личинка клопа.

Рассмотреть под малым увеличением микроскопа личинку клопа. Обратить внимание на сходство личинки с имаго, на непропорционально малые размеры брюшка, на длинный хоботок и светлую окраску тела.

Работа № 9. Отряд блохи – Aphaniptera,

Человеческая блоха – Pulex irritans.

Рассмотреть под лупой и малым увеличением микроскопа препараты самки и самца блохи. Отметить расчленение тела на голову, грудь и брюшко. На голове найти усики и глаза. Рассмотреть особенности строения груди и конечностей. Определить половую принадлежность: у самки под хитиновым покровом найти семяприемник в виде округлого образования с колбасовидным придатком, а у самца - копулятивный орган в виде спиральных нитей. Задний конец тела блохи зарисовать в альбом, отметив половые отличия самца и самки.

Работа № 10. Отряд вши – Anoplura,

Платяная вошь - Pediculus vestimenti.

Рассмотреть препарат самки и самца платяной вши под лупой и при малом увеличении микроскопа. Найти отделы тела. На голове отметить глаза и усики. В центральной части груди найти небольшую продольную полоску (эндоскелет), от которой радиально отходят мышцы ног. Грудь несет 3 пары конечностей, состоящих из тех же 5 отделов, что и у таракана. На последнем членике лапки имеется коготок. На боковых сторонах груди и брюшка найти дыхальца. Отметить половую принадлежность паразита: у самца задний конец тела округлен, через хитин просвечивают вспомогательные части копулятивного аппарата, а у самки задний конец брюшка раздвоен; иногда через хитиновый покров просвечивают 1-3 овальных яйца (гниды). Задний конец самки и самца зарисовать.

Работа № 11. Головная вошь - Pediculus capitis.

Рассмотреть препараты самки и самца головной вши под малым увеличением микроскопа. Найти признаки, отличающие головную вошь от платяной: более глубокие фестоны брюшка, более темная пигментация, более узкая форма тела. Отличия записать в альбом.

Контроль сформированности практических умений:

1. Диагностика «немых» препаратов.

2. Защита протокола занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: