Методические указания. Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального – к буржуазному – это эпоха великих открытий.

Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов единой? См. литературу: [10, с. 128].

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославле­ние прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Выясните, каким же было отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Возрождения? В чем конкретно проявлялось влияние Средневековья на культуру Возрождения? Воспользуйтесь следующей литературой: [1, с. 104-114; 3, с. 189-270] и другими источниками, приведёнными ниже.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в Новое время – наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства. [11, с.109].

Выясните связь науки и искусства обратитесь к литературе: [5, с. 231-267; 12, с. 345-374].

Своеобразный характер имело северное Возрождение. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой северного Ренессанса был пантеизм, который привёл к появлению пейзажа как самостоятельному жанру. [5, с. 248-267; 12, 302-326].

Давая сравнительную характеристику итальянского и северного Возрождения, следует выделить существенное различие между ними. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Выясните, к чему привёл Северный гуманизм. При подготовке можно использовать следующую литературу: [1, с. 298-306; 5, с. 296-323] и другие источники, приведённые ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: