Методические указания. Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. При подготовке необходимо выяснить, каких именно компонентов? См. литературу: [5, с. 242-243] и др.

До второй половины IX века Центральное место в культуре России занимала языческая религия. Необходимо выделить несколько этапов развития языческой культуры. См. литературу: [5, с. 243-244; 10, с. 87-152] и др.

Выясните, почему Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре. См. литературу: [1, с. 297-318] и др.

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир.

Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси. Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н.э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. См. литературу: [2, с. 100-205; 11, с. 305-411; 7, c. 198-257].

Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосо­вершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. В течение длительного времени, до XIX века, христианство останется доминантой культуры. См. литературу: [11, с. 402-411; 5, с. 248] и др.

К XII-XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений – успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Выясните, какие ремесленные специальности существовали в Древней Руси и какие научно-технические открытия были сделаны? См. литературу: [5, с. 248-249; 7].

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. См. литературу: [5, с. 248-249; 1,с. 288-298].

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, так как язык являлся несущим элементом культуры. Русский язык – один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII-VIII веках можно предположить существование восточнославянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык он сформировался в XI-XIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Выясните, кем была составлена Славянская азбука? Славянская письменность, литература в XI-XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство: русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей территории Руси. См. литературу: [3, с. 45-115; 5, с. 248-249; 1, с. 288-298].

Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. См. литературу: Культурология для технических вузов. [1, с. 347-371] и др.

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Формируется эпоха Московского царства в XIV-XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. Выясните какие.

С XII века началась активная миграция из Киевской Руси. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы. Началось формирование русской народности. Становление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. Осознание Московской Руси себя «Святой Русью», Москвы – «третьим Римом». Возрастает влияние церкви. С какого года Русь стала называться Россией? С какого периода официальное название страны является Российское государство? См. литературу: [5, с.254-262] и другие источники, приведённые ниже.

К XVI веку сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания. Выясните какие? [12, с. 213-265] и др.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера, набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. См. источники приведённые ниже.

Со второй половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. С начала XV века на первый план выдвигается летописание Москвы. Письмо становится более беглым и свободным, с XVI века – скоропись, близкая к современному письму. Появление русского книгопечатания. См. [5, с. 254-262] и источники приведённые ниже.

Появляется новый тип церкви. Лучшие памятники? Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры.

Особое развитие получает живопись. В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени. Какие новые тенден­ции появляются в художественной культуре? См. об этом: [5, с.262-266; 4, с. 115-127].

Рубеж XVII-XVIII веков – начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Отличительной чертой этого периода является появление авторства.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. См. об этом: [6, с. 379-379; 13, с. 302-304; 8, с. 213-140].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: