60-70-е гг. XX столетия стали началом новой эпохи в художественной культуре, эпохи постмодернизма. Отношение к постмодернизму, его оценка как художественного направления в литературе самая неоднозначная [6].
|
|
Массовая культура стала своеобразным продуктом индустриального развития мира. Об особенностях этой культуры, её положительных и негативных сторонах можно узнать из указанной выше литературы.
Культура XX столетия развивалась через взаимодействие и взаимообогащение национальных культур, результатом чего становится формирование единой мировой культуры. Разрешение глобальных проблем человечества тесно связано с разрешением человечеством кризиса духовной культуры. В настоящей и будущей культуре должно быть приоритетным духовное, творческое развитие человека, его тесная связь с природой, основанная на бережном к ней отношении. См. [4,5].
Развитие советской культуры было связано с противоречиями тоталитарной системы. Несмотря на существующие оценки её как культуры, не представляющей ценности, она имела высокие достижения и имеет мировое значение. К примеру, достижения в литературе, балете, науке, спорте. В её развитии можно выделить несколько этапов: I этап – процесс формирования культуры, II этап – изменения в культурной жизни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, III этап развития культуры. Этот период культуры связан с так называемой «оттепелью» в политической и духовной жизни общества, движением диссидентства, кризисом советской системы и её развалом.
Культура СССР, несмотря на противоречия, обладала внутренним единством. В целом ей были присущи следующие черты:
– Господство официальной идеологии марксизма-ленинизма.
– Тотальный контроль государства.
– Госбюджетное, остаточное содержание культуры.
В настоящее время российская культура находится в глубоком кризисе. На состояние культуры негативно воздействуют как формирующиеся рыночные отношения, так и экспансия западной массовой культуры. Разрушается советская инфраструктура культуры. Перед российской культурой стоит сложная задача, вернуть высокую духовность, потерянные позиции в мировой культуре. См. литературу, представленную ниже.