Основные понятия и принципы исследования потребителей.
Возможности МИ потребителей:
- прогнозировать их потребности;
- выявлять услуги, пользующиеся спросом;
- улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;
- приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
- выяснять источники информации, используемые при принятии решения о покупке;
- вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы наиболее эффективного комплекса маркетинга;
- создавать систему обратной связи с потребителями товаров или услуг;
- налаживать эффективную работу с клиентами.
Принципы МИ потребителей:
1) потребитель независим;.
2) поведение потребителей постигается с помощью исследований
3) поведение потребителей поддается воздействию;.
4) поведение потребителей социально законно, в связи с тем, что их суверенитет в условиях рыночной экономики основывается на ряде прав.
Подходы к изучению поведения потребителей.
Что изучается при МИ потребителей:
|
|
- факторы, влияющие на клиента;
- мотивы поведения клиента;
- процесс принятия решения о приобретении товаров и услуг.
Факторы, оказывающие влияние на потребителей
Все многообразие факторов, влияющих на потребителей, можно разбить на две группы:
- внешние побудительные факторы;
- личностные факторы.
Внешние побудительные факторы включают
- факторы маркетинга;
- факторы среды.
Предприятие оказывает непосредственное воздействие на клиента через факторы маркетинга. К ним относятся: продукт; цена; сбыт;коммуникации; персонал; процесс предоставления услуг; окружение.
Среди факторов среды выделяют следующие:
- экономические;
- политические;
- культурные;
-социальные.
Поведение потребителей всегда находится под влиянием социальных факторов, основные из которых:
- социальное положение;
- референтные группы;
- семья;
- социальные роли и статусы.
Социальное положение человека — это его принадлежность к тому или иному социальному классу.
Референтная группа — это любая совокупность людей, влияющая на позицию, занимаемую человеком, и его поведение. Таких групп, формальных и неформальных, насчитывается великое множество. Некоторые, называемые первичными, немногочисленны и однородны (например, семья, индивидуальный круг общения, сослуживцы).
МОТИВЫ – это побуждения, мечты, желания или соображения, которые инициируют некоторую последовательность действий, представляющих собой поведение. Отличительный признак мотива – целенаправленность,
Потребность – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. Проявляются в виде платежеспособного спроса.