разновидностью, особым типом развития, а не количественным вариантом нормального
Типа. Это, говорит он, различные органические формы, наподобие головастика и
Лягушки (R. G urtler, I927).
Есть, действительно, полное соответствие между своеобразием каждой возрастной
Ступени в развитии ребенка и. своеобразием различных типов развития. Как переход
От ползания к вертикальной походке и от лепета к речи есть метаморфоза,
Качественное превращ ение одной формы в другую, так речь глухонемого ребенка и
Мышление имбецила суть качественно иные функции по сравнению с мышлением и речью
Нормальных детей.
Только с идеей качественного своеобразия (не исчерпываемого количественными
Вариациями отдельных элементов) тех явлений и процессов, которые изучает
Дефектология, она впервые приобретает твердую методологическую основу, ибо
Никакая теория невозможна, если исходить исключительно из отрицательных
Предпосылок, как невозможна никакая воспитательская практика, Построенная на
Чисто отрицательных определениях и основах. В этой идее - методологический центр
Современной дефектологии; отношение к. ней опред еляет геометрическое место
Всякой частной, конкретной проблемы. С этой идеей перед дефектологией
открывается система положительных задач, теоретических и практических;
Дефектология становится возможна как наука, ибо приобретает особый,
Методологически отграниченный объект изучения и познания. На основе чисто
количественной концепции детской дефективности возможна только "педагогическая
анархия", по выражению Б. Шмидта о лечебной педагогике, только эклектическая,
Разрозненная сводка эмпирических дан ных и приемов, но не система научного
Знания.
Было бы, однако, величайшей ошибкой думать, что с нахождением этой идеи
Методологическое оформление новой дефектологии закончено. Напротив, оно лишь
Начинается. Как только определяется возможность особого вида научного знания,
Так сейчас же возникает тенденция к его философскому обоснованию. Поиски
Философской основы - чрезвычайно характерная черта современной дефектологии и
Показатель ее научной зрелости. Как только утверждено своеобразие изучаемого
Дефектологией мира явлений, так сейчас же возни кает вопрос о принципах и
Способах познания и изучения этого своеобразия, т. е. проблема философская. Р.
Гюртлеру принадлежит попытка найти основу дефектологии в идеалистической
Философии (R. Gurtler, 1927); X. Неллю - частной проблемы трудовой подгот овки