Психотехника склонна рассматривать такую центральную в процессе воспитания и
Формирования личности функцию, ка к управление, в качестве частного случая
Явлений сверхкомпенсации (И. Н. Шпильрейн, 1924).
Учение о компенсации открывает творческий характер развития, направленного по
Этому пути. Недаром на указанном учении частично основывают происхождение
одаренности такие психологи, как Штерн и Адлер. "То, что меня не губит, делает
меня сильнее", - фор мулирует эту идею Штерн; благодаря компенсации из слабости
возникает сила, из недостатков - способности" (W. Stem, 1923, с. 145). Было бы
Ошибкой полагать, что процесс компенсации всегда непременно кончается удачей,
Успехом, всегда приводит к формированию таланта из дефекта. Как всякий процесс
Преодоления и борьбы, и компенсация может иметь два крайних исхода - победу и
Поражение, между которыми располагаются все возможные степени перехода от одного
Полюса к другому. Исход зависит от многих причин, но в основном от соотношения
|
|
Степени недостатка и богатс тва компенсаторного фонда. Но какой бы исход ни
Ожидал процесс компенсации, всегда и при всех обстоятельствах развитие,
Осложненное дефектом, представляет творческий процесс (органический и
Психологический) созидания и пересозидания личности ребенка н а основе
Перестройки всех функций приспособления, образования новых - надстраивающихся,
Замещающих, выравнивающих процессов, порождаемых дефектом, и прокладывания
Новых, обходных путей развития. Мир новых, бесконечно разнообразных форм и путей
Развити я открывается перед дефектологией. Линия дефект, - компенсация и есть
Лейтлиния развития ребенка с дефектом какого-либо органа или функции.
Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь
Не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но
Тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в
Своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если
Слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то
Дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и
Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен
Повести ребенка. Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс
Компенсации.
3.
Своеобразие в развитии дефективного ребенка имеет пределы. На основе
Нарушенного дефектом равновесия в приспособительных функциях перестраивается на