Препятствий - главное условие достижения цели (1951, с. 302). Современная

Психотехника склонна рассматривать такую центральную в процессе воспитания и

Формирования личности функцию, ка к управление, в качестве частного случая

Явлений сверхкомпенсации (И. Н. Шпильрейн, 1924).

Учение о компенсации открывает творческий характер развития, направленного по

Этому пути. Недаром на указанном учении частично основывают происхождение

одаренности такие психологи, как Штерн и Адлер. "То, что меня не губит, делает

меня сильнее", - фор мулирует эту идею Штерн; благодаря компенсации из слабости

возникает сила, из недостатков - способности" (W. Stem, 1923, с. 145). Было бы

Ошибкой полагать, что процесс компенсации всегда непременно кончается удачей,

Успехом, всегда приводит к формированию таланта из дефекта. Как всякий процесс

Преодоления и борьбы, и компенсация может иметь два крайних исхода - победу и

Поражение, между которыми располагаются все возможные степени перехода от одного

Полюса к другому. Исход зависит от многих причин, но в основном от соотношения

Степени недостатка и богатс тва компенсаторного фонда. Но какой бы исход ни

Ожидал процесс компенсации, всегда и при всех обстоятельствах развитие,

Осложненное дефектом, представляет творческий процесс (органический и

Психологический) созидания и пересозидания личности ребенка н а основе

Перестройки всех функций приспособления, образования новых - надстраивающихся,

Замещающих, выравнивающих процессов, порождаемых дефектом, и прокладывания

Новых, обходных путей развития. Мир новых, бесконечно разнообразных форм и путей

Развити я открывается перед дефектологией. Линия дефект, - компенсация и есть

Лейтлиния развития ребенка с дефектом какого-либо органа или функции.

Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь

Не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но

Тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в

Своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если

Слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то

Дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и

Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен

Повести ребенка. Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс

Компенсации.

3.

Своеобразие в развитии дефективного ребенка имеет пределы. На основе

Нарушенного дефектом равновесия в приспособительных функциях перестраивается на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: