Реальность, с которой

В. Штерн давно указал на двойственную роль дефекта. Как у слепого

Компенсаторно повышается способность различения при осязании не из

Действительного повышения нервной возбудимости, но через упражнение в

Наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли и недостаточность инициативы

Компенсируются внушаемостью и тенденцией к подражанию и т. д. Функции личности

Не монополизированы таким образом, что при ненормально слабом развитии одного

Какого-либо свойс тва непременно и при всех обстоятельствах страдает выполняемая

Им задача; благодаря органическому единству личности другая способность

Принимает на себя ее выполнение (W. Stern, 1921).

Таким образом, закон компенсации одинаково приложим к нормальному и

Осложненному развитию. Т. Липпс (10) видел в этом основной закон психической

Жизни: если психическое событие прерывается или тормозится, то там, где

наступает перерыв, задержка или препятствие, происходит "затопление", т. е.

Повышение психической энергии; препятствие играет роль запруды. Этот закон Липпс

Называл законом психической запруды (Stauung). Энергия концентрируется в пункте,

Где процесс встретил задержку, и может преодолеть задержку или пойти окольными

Путями. Так на месте задержанного в развитии процесса образуются новые процессы,

Возникшие благодаря запруде (Т. Липпс, 1907).

А. Адлер (11) и его школа в основу своей психологической системы кладут

Учение о малоценных органах и функциях, недостаточность которых постоянно

Стимулирует повышенное развитие. Ощущение дефективности органов, по словам

Адлера, является для индивида постоянным стимулом к развитию психики. Если

Какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности не

Справляется вполне со своими задачами, тогда центральная нервная система и

Психический аппарат человека принимают на себя зад ачу компенсировать

Затрудненное функционирование органа. Они создают над малоценным органом или

Функцией психологическую надстройку, стремящуюся обеспечить организм в слабом,

Угрожаемом пункте. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт,

Вызванный несоответствием недостаточного органа или функции стоящим перед ними

Задачам, что ведет к повышенной возможности заболевания и смертности. Этот же

Конфликт создает повышенные возможности и стимулы к компенсации и

Сверхкомпенсации. Дефект ста новится, таким образом, исходной точкой и главной

Движущей силой психического развития личности. Он устанавливает конечную целевую


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: