В. Штерн давно указал на двойственную роль дефекта. Как у слепого
Компенсаторно повышается способность различения при осязании не из
Действительного повышения нервной возбудимости, но через упражнение в
Наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли и недостаточность инициативы
Компенсируются внушаемостью и тенденцией к подражанию и т. д. Функции личности
Не монополизированы таким образом, что при ненормально слабом развитии одного
Какого-либо свойс тва непременно и при всех обстоятельствах страдает выполняемая
Им задача; благодаря органическому единству личности другая способность
Принимает на себя ее выполнение (W. Stern, 1921).
Таким образом, закон компенсации одинаково приложим к нормальному и
Осложненному развитию. Т. Липпс (10) видел в этом основной закон психической
Жизни: если психическое событие прерывается или тормозится, то там, где
наступает перерыв, задержка или препятствие, происходит "затопление", т. е.
|
|
Повышение психической энергии; препятствие играет роль запруды. Этот закон Липпс
Называл законом психической запруды (Stauung). Энергия концентрируется в пункте,
Где процесс встретил задержку, и может преодолеть задержку или пойти окольными
Путями. Так на месте задержанного в развитии процесса образуются новые процессы,
Возникшие благодаря запруде (Т. Липпс, 1907).
А. Адлер (11) и его школа в основу своей психологической системы кладут
Учение о малоценных органах и функциях, недостаточность которых постоянно
Стимулирует повышенное развитие. Ощущение дефективности органов, по словам
Адлера, является для индивида постоянным стимулом к развитию психики. Если
Какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности не
Справляется вполне со своими задачами, тогда центральная нервная система и
Психический аппарат человека принимают на себя зад ачу компенсировать
Затрудненное функционирование органа. Они создают над малоценным органом или
Функцией психологическую надстройку, стремящуюся обеспечить организм в слабом,
Угрожаемом пункте. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт,
Вызванный несоответствием недостаточного органа или функции стоящим перед ними
Задачам, что ведет к повышенной возможности заболевания и смертности. Этот же
Конфликт создает повышенные возможности и стимулы к компенсации и
Сверхкомпенсации. Дефект ста новится, таким образом, исходной точкой и главной
Движущей силой психического развития личности. Он устанавливает конечную целевую