Недостаточность, -говорит Гуревич, - нередко сочетается с интеллектуальной, но

Иногда может быть выражена самостоятельно, так же как и интеллектуальная

недостаточность может быть налицо при хорошо развитом двигательном аппарате" (в

Кн.: Вопросы педологии и детской психоневрологии, 1925, с. 316). Поэтому

Исключительную важность при изучении дефективного ре бенка представляет его

Моторная сфера. Моторная отсталость может в различных степенях комбинироваться с

Умственной отсталостью всех.видов, придавая своеобразную картину развитию и

Поведению ребенка. Часто наблюдают эту форму дефективности у слепого р ебенка.

Наудачер дает цифры для характеристики комбинации этой формы недостаточности с

другими формами: моторная дебильность - у 75% исследованных идиотов, 44%

имбецилов, 24% дебилов и 2% нормальных детей (там же).

Принципиально важным и решающим является не статистический расчет, а

Несомненное положение, что моторная отсталость может быть относительно широко

Независима от интеллектуального дефекта; она может отсутствовать при умственной

Отсталости и, наоборот, быть в наличии при отсутствии интеллектуального дефекта.

В случаях комбинированной моторной и интеллектуальной недостаточности каждая

Форма имеет свою динамику и компенсация в одной сфере может протекать в ином

Темпе, в ином направлении, чем в другой, в зависимости от чего создается

Чрезвычайно интересное соотношение этих сфер в развитии дефективного ребенка.

Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных

Функций и легко управляемой, моторная сфера, представляет часто ц ентральную

Сферу для компенсации интеллектуального дефекта и выравнивания поведения.

Поэтому при изучении ребенка мы должны требовать не только двойной

Характеристики (моторной и интеллектуальной), но и установления отношения между

Той и другой сферой развития. Очень часто это отношение бывает результатом

Компенсации.

Во многих случаях, по мысли К. Бирнбаума, даже настоящие, заложенные в

Конституциональных особенностях дефекты интеллектуального поведения в известных

Пределах могут быть компенсированы тренировкой и развитием замещающих функций,

например столь ценным теперь "моторным воспитанием". Это подтверждают

Экспериментальные исследования и школьная практика. М. Крюнегель, производивший

Последнее по времени экспериментальное исследование моторной одаренности

Умственно отсталых детей (М. Kriinegel, 1927), при менил метрическую шкалу

Моторной одаренности Н. И. Озерецкого (26), который поставил задачу создания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: