Высокоодаренной психикой, как и дефект не обязательно приводит к примитивизму,
Но может сочетаться и с типом глубоко культурной психики. Дефект и примитивность
Психики - две совершенно различные вещи, и там, где они встречаются вместе,
Необходимо их разделять и различать каждую в отдельности.
Особенный теоретический интерес представляет мнимая патология на фоне
Примитива. Петрова, анализируя примитивную девочку, говорившую одновременно на
Татарском и русском языках и признанную психически ненормальной, показала, что
Весь симптомокомплекс, заставивший заподозрить болезнь, определялся в основном
Примитивностью, обусловленной в свою очередь отсутствием твердого владения
каким-либо языком. "Наши многочисленные наблюдения доказывают, - говорит
Петрова, - что полная замена одного неокрепшего языка другим, также,
Незавершенным, не проходит безнаказанно для психики. Эта замена одной формы
Мышления другою особенно понижает психическую деятельность там, где она без того
|
|
небогата" (там же, с. 85). Этот вывод позволяет установить, в чем именно
Заключается с психологической стороны процесс культурного развития и отсутствие
Чего создает примитивность детской психики. В данном случае примитивность
Обусловлена неполным овладением языком. Но и вообще процесс культурного развития
Сводится в основ ном к овладению культурно-психологическими орудиями, созданными
Человечеством в процессе исторического развития и аналогичными по
Психологической природе языку; примитивность же сводится к неумению пользоваться
Подобного рода орудиями и к естественным формам проявления психологических
Функций. Все высшие формы интеллектуальной деятельности, равно как и все прочие
Высшие психологические функции, становятся возможными только на основе
пользования подобного рода орудиями культуры. "Язык, - говорит Ште рн, -
Становится орудием мощного развития его (ребенка. - Л.В.) жизни, представлений,
эмоций и воли; только он делает, наконец, возможным всякое настоящее мышление;
обобщение и сравнение, заключение, комбинирование и понимание" (W. Stern, 1923.
С, 73).
Эти искусственные приспособления, которые иногда по аналогии с техникой
Называют психологическими орудиями, направлены на овладение процессами поведения
- чужого или своего, так же как техника направлена на овладение процессами
Природы. В этом смысле Т. Рибо (33) (1892) называл непроизвольное внимание
Естественным, а произвольное - искусственным, видя в нем продукт исторического