Некоторые основные законы общей педагогики. К сожалению, ни того, ни другого, ни
В иностранной, ни в русской литературе не сделано. Научная мысль еще не
Проломила стены между теорией воспитания нормального и ненормального ребенка. И
До тех пор, пока это не будет сделано, пока не будут сведены счеты до последнего
Знака между дефектологической и о бщей педагогикой, обе они останутся неполными,
А дефектология будет по необходимости беспринципной. Это как нельзя ярче
Сказалось на книге Граборова. Книга свежая, вне всякого сомнения, и автор хочет
Идти в ногу с новой педагогикой - хочет, но не может.
Вот несколько мелочей, которые при внимательном рассмотрении оказываются не
Просто деталями, но симптомами той беспочвенности и беспринципности, о которой
Сказано только что. В самом учении о дефективности и ее видах различается
Физическая и психичес кая дефективность; во вторую группу входят как умственно
|
|
недостаточные дети (а физически они здоровы?), так и дети "с частичным
поражением лишь эмоционально-волевой области". "Причем в этом случае почти
всегда удается констатировать недостаточное разв итие интеллекта" (А. Н.
Граборов, 1925, с. 6). Вот образец неясности мысли в вопросе о моральной
Дефективности. Тут же, в тех же пяти строках, упомянуты, и педагогическая
Запущенность, и беспризорность, и неуравновешенность, и слабость. Тут же дана и
Психологическая теорийка происхождения поражения эмоционально-волевой области
Вследствие недостаточного развития интеллекта.
"При обсуждении, принятии решения борьба мотивов бывает незначительна, мотивы
Нравственно-правового характера субъектом обычно игнорируются, и эгоистические
тенденции оказываются превалирующими" (там же).
До чего просто! Беда не в том, что здесь запутанно и неясно кое-где выражено;
Беда в том, что здесь нет четкого понятия детской дефективности, и в том еще,
Что на таком тумане никакой педагогической теории построить нельзя. С этим
"превалированием" эг оистических мотивов к воспитанию ребенка подойти нельзя.
После этого нас не удивит утверждение автора: "Дефективный в классе - это очаг
психической заразы в школе" (там же, с. 20). Не неожиданно пристрастие к
немецкой системе изолированного воспитания, при которой "вспомогательная школа и
Не стремится к тому, чтобы доверенных ей детей через некоторое время снова
передать в нормальную школу" (там же, с. 29). И принципиальное понимание детской
Дефективности, как оно производится в английском законе, в американской