Вспомогательной педагогики и еще важнее для этой последней окончательно уяснить

Некоторые основные законы общей педагогики. К сожалению, ни того, ни другого, ни

В иностранной, ни в русской литературе не сделано. Научная мысль еще не

Проломила стены между теорией воспитания нормального и ненормального ребенка. И

До тех пор, пока это не будет сделано, пока не будут сведены счеты до последнего

Знака между дефектологической и о бщей педагогикой, обе они останутся неполными,

А дефектология будет по необходимости беспринципной. Это как нельзя ярче

Сказалось на книге Граборова. Книга свежая, вне всякого сомнения, и автор хочет

Идти в ногу с новой педагогикой - хочет, но не может.

Вот несколько мелочей, которые при внимательном рассмотрении оказываются не

Просто деталями, но симптомами той беспочвенности и беспринципности, о которой

Сказано только что. В самом учении о дефективности и ее видах различается

Физическая и психичес кая дефективность; во вторую группу входят как умственно

недостаточные дети (а физически они здоровы?), так и дети "с частичным

поражением лишь эмоционально-волевой области". "Причем в этом случае почти

всегда удается констатировать недостаточное разв итие интеллекта" (А. Н.

Граборов, 1925, с. 6). Вот образец неясности мысли в вопросе о моральной

Дефективности. Тут же, в тех же пяти строках, упомянуты, и педагогическая

Запущенность, и беспризорность, и неуравновешенность, и слабость. Тут же дана и

Психологическая теорийка происхождения поражения эмоционально-волевой области

Вследствие недостаточного развития интеллекта.

"При обсуждении, принятии решения борьба мотивов бывает незначительна, мотивы

Нравственно-правового характера субъектом обычно игнорируются, и эгоистические

тенденции оказываются превалирующими" (там же).

До чего просто! Беда не в том, что здесь запутанно и неясно кое-где выражено;

Беда в том, что здесь нет четкого понятия детской дефективности, и в том еще,

Что на таком тумане никакой педагогической теории построить нельзя. С этим

"превалированием" эг оистических мотивов к воспитанию ребенка подойти нельзя.

После этого нас не удивит утверждение автора: "Дефективный в классе - это очаг

психической заразы в школе" (там же, с. 20). Не неожиданно пристрастие к

немецкой системе изолированного воспитания, при которой "вспомогательная школа и

Не стремится к тому, чтобы доверенных ей детей через некоторое время снова

передать в нормальную школу" (там же, с. 29). И принципиальное понимание детской

Дефективности, как оно производится в английском законе, в американской


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: