Филантропической помощи воспитание глухонемых в СССР стро ится как
Государственное дело, которое направляется и организуется органами народного
Просвещения. Мы, конечно, еще бедны и не можем этому делу уделять в полной мере
Тех средств и сил, которых оно требует. В годы блокады, войны и голода вместе со
Всей страной бедствовали и глухонемые дети. Ныне вместе со всем Союзом и
Учреждения для глухонемых переживают период подъема, укрепления и возрождения.
Число воспитательных учреждений для глухонемых в первые годы революции сильно
Возросло - в период стихий ных требований масс, в период острой нужды, под
Давлением которой открывались все новые и новые учреждения. Мы очень далеки от
Мысли, что мы достигли в этом деле какой-нибудь окончательной точки или крайнего
Пункта развития. Напротив, мы думаем, что мы только в самом начале пути. Но мы
Считаем, что мы избрали верную дорогу, что мы идем в надлежащем направле нии и
|
|
Что социальному воспитанию глухонемых детей принадлежит будущее.
К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка.
1.
Клиника, которой мы обязаны выделением и распознаванием умственно отсталых
Детей, чрезвычайно мало интересовалась развитием ребенка, отягощенного этой
Отсталостью. По самому существу тех практических задач, которые стоят перед
Медицинской клиникой, по следняя не могла глубоко вникнуть в вопросы детского
Развития, так как детская отсталость относится к числу таких клинических форм,
Которые туго податливы или вообще неподатливы в отношении лечебного воздействия.
Эти формы недоразвития не стали в клин ике предметом глубокого исследования: к
Этому не было ни практических побуждений, ни стремления того или иного
Направления клинической мысли. Клинику интересовала главным образом возможность
Выделения тех признаков, с помощью которых можно распознать умственную
Отсталость, определить эту форму дефективности и отличить от другой, сходной
Картины - и только. В этих целях клиника и поднимала проблему развития
Ребенка-олигофрена. Она установила, что олигофрен развивается, а не деградирует,
Подобно душ евнобольным детям. Этот факт перечисляется обычно в ряду других
Симптомов. С помощью этих симптомов дебильная детская умственная отсталость
Распознается и различается среди других форм, имеющих внешнее сходство с ней.
В связи с клиническим подходом к проблеме умственной отсталости ее брали "как
вещь", а не рассматривали как процесс. Интересовались признаками устойчивости,