Дальнейшим мыслям, которые я буду развивать.
Позвольте перейти к первой части нашей беседы, к вопросу о тех процессах,
Которые в развитии отсталых работают на нас. Существуют ли такие процессы? В
Развитии умственно отсталых детей, как и в развитии всякого ребенка,
Отягощенного тем или иным недос татком, существуют процессы, которые возникают
Из того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми
Сталкиваются, реагируют на собственную недостаточность и в процессе развития, в
Процессе активного приспособления к среде выр абатывают ряд функций, с помощью
Которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки. Я думаю, что вопрос об
Этом является настолько ясным общебиологическим представлением, что едва ли
Нуждается в дальнейшем подробном развитии.
Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается,
Важна не сама по себе недостаточность, не сама по себе неполноценность, дефект,
|
|
Изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на
Трудность, с к оторой он сталкивается и которая вытекает из этой
Недостаточности. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов,
Его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается,
Компенсируется процессами развития ребенка.
Важно знать не только о том, какая болезнь у человека, но и у какого человека
Данная болезнь. То же самое возможно в отношении недостаточности и дефектов. Для
Нас важно знать не только то, какой дефект точно вымерен у данного ребенка, что
У него пораж ено, но и у какого ребенка данный дефект, т. е. какое место
Занимает недостаточность в системе личности, какого рода перестройка идет, как
Ребенок справляется со своей недостаточностью. Процессы болезни не могли
Раскрыть, пока не было понятно, что орг анизм сам борется с болезнью, что
Имеются симптомы двоякого порядка: с одной стороны, симптомы нарушения функций,
С другой - симптомы борьбы организма с нарушениями. Так же точно и в области
Изучения ненормально развивающегося ребенка: пока не подходят к его изучению с
Точки зрения нарушений в его развитии, с точки зрения компенсаторного
Воздействия процессов развития, не получается полного, правильного, адекватно го
Представления об этом ребенке.
Для того чтобы конкретно остановиться на тех механизмах и закономерностях,
Которые, управляют появлением и развертыванием компенсаторных процессов, я
Должен коротко сказать о теоретическом значении и понимании самого принципа