Закономерности именно этого второго типа; это есть основные предпосылки к тем

Дальнейшим мыслям, которые я буду развивать.

Позвольте перейти к первой части нашей беседы, к вопросу о тех процессах,

Которые в развитии отсталых работают на нас. Существуют ли такие процессы? В

Развитии умственно отсталых детей, как и в развитии всякого ребенка,

Отягощенного тем или иным недос татком, существуют процессы, которые возникают

Из того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми

Сталкиваются, реагируют на собственную недостаточность и в процессе развития, в

Процессе активного приспособления к среде выр абатывают ряд функций, с помощью

Которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки. Я думаю, что вопрос об

Этом является настолько ясным общебиологическим представлением, что едва ли

Нуждается в дальнейшем подробном развитии.

Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается,

Важна не сама по себе недостаточность, не сама по себе неполноценность, дефект,

Изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на

Трудность, с к оторой он сталкивается и которая вытекает из этой

Недостаточности. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов,

Его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается,

Компенсируется процессами развития ребенка.

Важно знать не только о том, какая болезнь у человека, но и у какого человека

Данная болезнь. То же самое возможно в отношении недостаточности и дефектов. Для

Нас важно знать не только то, какой дефект точно вымерен у данного ребенка, что

У него пораж ено, но и у какого ребенка данный дефект, т. е. какое место

Занимает недостаточность в системе личности, какого рода перестройка идет, как

Ребенок справляется со своей недостаточностью. Процессы болезни не могли

Раскрыть, пока не было понятно, что орг анизм сам борется с болезнью, что

Имеются симптомы двоякого порядка: с одной стороны, симптомы нарушения функций,

С другой - симптомы борьбы организма с нарушениями. Так же точно и в области

Изучения ненормально развивающегося ребенка: пока не подходят к его изучению с

Точки зрения нарушений в его развитии, с точки зрения компенсаторного

Воздействия процессов развития, не получается полного, правильного, адекватно го

Представления об этом ребенке.

Для того чтобы конкретно остановиться на тех механизмах и закономерностях,

Которые, управляют появлением и развертыванием компенсаторных процессов, я

Должен коротко сказать о теоретическом значении и понимании самого принципа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: