Такому ребенку предложить дать сравнительную оценку себе, своим товарищам

Учителю, то оказывается, что испытуемый обнаруживает стремление считать себя

Самым умным он не признает своей отсталости, из-за повышенной самооценки

Развитие компенсаторных процессов затрудняется, если не сводится на нет, потому

Умственно отсталый ребенок доволен собой, не замечает своей недостаточности и,

следовательно, лишён того "мучительного пережи вания чувства малоценности,

Которое у других детей лежит в основе образования их компенсаторных процессов.

Другое понимание компенсации, как мне думается, гораздо более соответствующее

Действительности, связано с тем, что явления компенсации в области сознания были

Изучены позже, чем в других областях. Задача состоит в том, чтобы ответить, как

Же возникают процессы компенсаторного развития там, где они не связаны с

Осознанием, где дефектность функции не может вызвать чувства малоценности и

Недостаточности и осознания его. Я не хочу сказать, что явления компенсации в

Области сознания находятся в одном ря ду с явлениями, когда, например, у

Человека вырабатывается импульс при введении некоторой доли яда в организм.

Теория, которая хочет дать действительное объяснение явлениям компенсации,

Должна объяснить эти явления во всей полноте и учесть, что и на низших ступенях

Развития процессы компенсации связаны с функционированием сознания. Те авторы,

Которые вынуждены давать ответ, дают его в духе витализма, считая, что элементы

Жизненных процессов имеют психоидный фактор, некоторые душеобразные витальные

Силы, которые и движут процессами компенсации, т. е. что в органических

Процессах компенсации присутствует в не зримом виде этот психоидный фактор. Эта

Теория стоит на идеалистической точке зрения, так как пытается проводить

Субъективистское понимание компенсации.

Между тем и изучение наиболее простых органических компенсаторных процессов и

их сопоставление с другими приводят к фактически обоснованному утверждению:

Источником, первичным стимулом к возникновению компенсаторных процессов являются

Те объективные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе развития.

Эти трудности он стремится обойти или преодолеть с п омощью целого ряда таких

Образований, которые первоначально в его развитии не даны. Мы наблюдаем тот

Факт, что ребенок, сталкиваясь с трудностями, вынужден идти по обходному пути,

Чтобы их преодолеть. Наблюдаем, что из процесса взаимодействия ребенка со средой

Создается ситуация, которая толкает ребенка на путь компенсации. Главнейшее


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: