Случаях и не было общим правилом детского развития, если бы не знал, что каждый

Из нас реально обязан успехом в развитии памяти отнюдь не только тому, что

Память растет как таковая, но и тому, что каждый приобретает ряд способов и

Приемов замещения памяти. Есть психологические процессы и опер ации, которые

Расширяют память и приводят ее к высокому уровню развития. Перед нами не

Исключение, а общее правило. Замещение одних психологических операций другими

Изучено в области почти всех интеллектуальных процессов. Лишь сравнительно

Недавно процессы замещения подвергались клинической и педагогической оценке с

Точки зрения их значения в развитии отсталого реб енка. Исследования показали,

Что ни одна из психологических функций (ни память, ни внимание) не совершается

Обычно единственным способом, но каждая совершается многообразными способами.

Следовательно, там, где имеем затруднение, недостаточность, огран иченность или

Просто задачу, которая превышает силы естественной возможности данной функции,

Функция не оказывается механически вычеркнутой; она возникает, вызывается к

Жизни, совершается с помощью того, что не имеет, например, характера

Непосредствен ного запоминания, а становится процессом комбинирования,

Воображения, мышления и т. д.

Приведу общее положение, которое позволит вам во всей широте оценить этот

Принцип замещения психологических функций, многообразие тех операций, с помощью

Которых могут осуществляться функции. Вы знаете, что в развитии памяти

существенное изменение происходит примерно на границе переходного возраста:

Изменяется соотношение между процессами запоминания, или памятью, и процессами

Мышления. Для ребенка раннего возраста мыслить - значит вспомин ать, т. е.

Воспроизводить прежние ситуации. Особенно ясно эта тенденция процесса

Воспоминания проявляется тогда, когда вы ставите задачу определить понятие,

Притом отвлечённое. Вы видите, что ребенок вместо логического определения

Воспроизводит конкре тную ситуацию прежнего опыта. Для подростка же вспоминать -

значит мыслить. Процесс воспоминания отступает на задний план и замещается

Мыслительным упорядочением.

Это общее положение, которое, как видите, определяет этап в развитии

Отдельных функций, а вместе с тем является и наиболее простой формой, с которой

Имеем дело в развитии ненормального ребенка вообще и умственно отсталого в

Частности. Если мы вспомним, как читает слепой ребенок или начинает говорить

Глухонемой, то увидим, что в основе этих функций лежит принцип замещения,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: